WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 4:06 AM
| RSS
Главная Продолжение 1
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

3. Международные проливы.

 

       Международными считаются проливы, соединяющие ча­сти морского пространства и используемые для международ­ного судоходства. В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) го­сударств и других государств, пользующихся ими. До принятия Конвенции по морскому праву 1982 г. судо­ходство через проливы в основном регулировалось сложивши­мися в результате длительной практики обычными междуна­родно-правовыми нормами. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вид правового режима международного пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет.

       Можно выделить следующие виды:

   1.    Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Тиранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода, осуществляемое в соответствии с правилами, присущими мир­ному проходу через территориальное море.

   2.    Проливы, используемые для международного судоход­ства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительно экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применя­ется транзитный проход, который представляет собой осуще­ствление свободы судоходства и полетов единственно с целью
непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для
целей входа, выхода или возвращения из государства, грани­чащего с проливом. Суда и летательные аппараты при осуществлении тран­зитного прохода соблюдают общепризнанные международные правила. Они обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостно­сти и политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой несвойственной обычному порядку непрерывного транзита деятельности.

Суда, осуществляющие право транзитного прохода, обя­заны уважать правила и законы граничащего с проливом госу­дарства, относящиеся к транзитному проходу через проливы. Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.

   3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удоб­ная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский). Здесь действует свобода судоходства, принятая в открытом море и в исключительной экономической зоне.

   4. Проливы, правовой режим которых определяется спе­циальными международными соглашениями (Балтийские, Ма­гелланов, Черноморские). Балтийские проливы (Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд) соединяют Балтийское море с Северным морем иАтлантическим океаном. Воды Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, Зунда — территориальными водами Дании и Швеции. Их правовой режим определяется Копенгагенским трак­татом 1857 г. и Королевским постановлением 1976 г. (Дания). Этими актами предусмотрена свобода судоходства торговых судов. В отношении военных судов могут применяться опреде­ленные ограничения (например, требование предварительно­го уведомления о проходе). Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий оке­аны. Берега пролива принадлежат Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятствен­ный проход всех судов. Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мрамор­ное море) соединяют Черное и Средиземное моря.

       В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в лю­бое время суток и без каких-либо формальностей. В отноше­нии военных судов предусмотрены ограничения. Черноморские государства могут проводить любые корабли (без ограничения тоннажа и класса) по предварительному уведомлению прави­тельства Турции не менее чем за 8 суток. Черноморские дер­жавы могут проводить через проливы свои подводные лодки, если они построены в других морских бассейнах и направляют­ся к месту базирования или следуют на ремонт на верфи, рас­положенные вне бассейна Черного моря, причем они проходят в надводном состоянии, в одиночку и в дневное время с усло­вием заблаговременного уведомления турецких властей. Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запрещен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток. Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в состоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.

       Исключительная экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от кото­рых отмеряется ширина территориального моря. Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяют­ся методы разграничения исключительных экономических зон. В Российской Федерации принят Федеральный закон об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г.

       Прибрежное государство в исключительной экономичес­кой зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (жи­вых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морс­ком дне и в его недрах и управления этими природными ре­сурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов установок и со­оружений, морских научных исследований, защиты и сохра­нения морской среды. Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой террито­рией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства ник­то не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов. Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международ­ными морских путях). Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края. Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предостав­ляет другим государствам доступ к остатку допустимого уло­ва" (ст. 62 Конвенции). Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организа­ции принимать необходимые меры по регулированию промыс­ла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключи­тельных экономических зон. Характерна в этом плане Конвен­ция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды се­верной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон (конвенционный район). В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направлен­ный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном райо­не запрещается. При случайном изъятии (при промысле дру­гих видов) анадромные виды должны быть немедленно возвра­щены в море.

       Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной эконо­мической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства. Прибрежные государства обычно дают согласие, если нет достаточных, пре­дусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. ос­нований для отказа (например, научно-исследовательский про­ект имеет непосредственное значение для разведки и разра­ботки природных ресурсов). Государства и международные организации, осуществля­ющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибреж­ного государства участвовать в морском научно-исследователь­ском проекте, а также предоставить по его просьбе информа­цию о результатах исследования.

       Живые и неживые ресурсы исключительной экономичес­кой зоны Российской Федерации находятся в ведении Россий­ской Федерации. Регулирование деятельности по разведке и разработке таких ресурсов и их охране — компетенция Пра­вительства Российской Федерации (п. 4 ст. 5 Федерального за­кона "Об исключительной экономической зоне Российской Фе­дерации"). Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти с учетом предложений органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают правила промысла и дру­гих видов использования живых ресурсов, эти правила и об­щие допустимые уловы живых ресурсов подлежат утвержде­нию Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ утверждаются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных био­логических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водо­емах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской-Федерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующихся в ре­ках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств. Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам гео­логии и использованию недр.

       Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эко­номической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляет­ся в соответствии с международно-правовыми нормами, регу­лирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов). Государства при осуществлении своих прав и обязаннос­тей в экономической зоне должны учитывать права и обязан­ности прибрежного государства, соблюдать принятые им за­коны и правила, а прибрежное государство обязано учиты­вать права и обязанности других государств.

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024