3. Международные проливы.
Международными считаются проливы, соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства. В основу определения режима таких проливов положено
правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) государств и других
государств, пользующихся ими. До принятия Конвенции по морскому праву 1982 г. судоходство через проливы
в основном регулировалось сложившимися в результате длительной практики обычными
международно-правовыми
нормами.
Согласно Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г.,
вид правового режима международного пролива
зависит от того, к какой части
морского пространства он относится и какие части соединяет.
Можно выделить следующие виды:
1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической
зоны и территориальным морем другого
государства (Мессинский, Тиранский и
др.). Здесь применяется право мирного прохода, осуществляемое в соответствии с правилами, присущими мирному проходу через территориальное море.
2. Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или
исключительной экономической зоны и
другой частью открытого моря или исключительно
экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой
осуществление свободы судоходства и
полетов единственно с целью
непрерывного и быстрого транзита
через пролив, а также для
целей входа, выхода или возвращения из
государства, граничащего с проливом. Суда и
летательные аппараты при осуществлении транзитного прохода соблюдают общепризнанные международные правила. Они
обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от
любой угрозы силой или ее применения
против суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой несвойственной обычному
порядку непрерывного транзита
деятельности.
Суда,
осуществляющие право транзитного прохода, обязаны уважать правила и законы
граничащего с проливом государства, относящиеся к транзитному проходу через проливы. Государства,
граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда
это необходимо для содействия
безопасному проходу судов.
3. Проливы, в срединной
части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский,
Корейский, Тайваньский). Здесь
действует свобода судоходства, принятая в открытом море и в исключительной
экономической зоне.
4. Проливы, правовой
режим которых определяется специальными международными соглашениями (Балтийские, Магелланов, Черноморские). Балтийские проливы (Малый Бельт,
Большой Бельт, Зунд) соединяют
Балтийское море с Северным морем иАтлантическим океаном. Воды Бельтов перекрыты территориальными водами Дании, Зунда — территориальными
водами Дании и Швеции.
Их правовой режим определяется Копенгагенским трактатом 1857 г. и Королевским
постановлением 1976 г.
(Дания). Этими актами
предусмотрена свобода судоходства торговых судов. В отношении военных судов могут применяться определенные ограничения (например,
требование предварительного
уведомления о проходе). Магелланов
пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Берега пролива принадлежат
Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятственный проход всех судов. Черноморские проливы (Босфор,
Дарданеллы и Мраморное
море) соединяют Черное и Средиземное моря.
В соответствии с
Конвенцией о режиме проливов 1936
г. торговые
суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В
отношении военных судов
предусмотрены ограничения. Черноморские государства могут проводить любые корабли (без ограничения
тоннажа и класса) по
предварительному уведомлению правительства Турции не менее чем за 8 суток. Черноморские державы могут
проводить через проливы свои подводные лодки, если они построены в других морских бассейнах и направляются к месту базирования или следуют на
ремонт на верфи, расположенные
вне бассейна Черного моря, причем они проходят в надводном состоянии, в одиночку и в дневное время с
условием
заблаговременного уведомления турецких властей. Через проливы могут проходить военные корабли нечерноморских стран водоизмещением не более
10 тыс. тонн. Запрещен
проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе
за 15 суток. Особый правовой режим установлен
для военного времени. Запрещается проход
торговым судам стран, находящихся в состоянии
войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.
Исключительная
экономическая зона представляет собой морской район, находящийся за пределами
территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль,
отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря. Правовой
режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как
прибрежного государства, так
и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые
определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными
договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.
В Российской Федерации
принят Федеральный закон об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г.
Прибрежное государство в
исключительной экономической
зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и
сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления
этими природными ресурсами,
а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых,
юрисдикцию в отношении создания
искусственных островов установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Таким образом, прибрежное государство
наделяется не полной
верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем
целевого назначения. Это
означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять
разведку и разработку природных ресурсов. Искусственные
острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на
признанных международными
морских путях). Вокруг
таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина
которых не должна превышать
500 м,
отмеряемых от точек их внешнего края. Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в
исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью
определяет допустимый улов
живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государство не имеет возможности выловить
весь допустимый улов, оно
путем соглашений и других договоренностей... предоставляет другим государствам доступ к
остатку допустимого улова"
(ст. 62 Конвенции). Государства
в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко
мигрирующих, анадромных,
катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по
регулированию промысла
этих видов в водах, находящихся за пределами их исключительных экономических
зон. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная
Российской Федерацией,
Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за
пределами исключительных экономических
зон (конвенционный район). В
Конвенции подтверждается положение ст. 66
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных
видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных
рыб (направленный на
конкретный вид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии
(при промысле других
видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.
Прибрежные государства в
осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей
исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами
проводятся с согласия прибрежного государства. Прибрежные государства обычно дают согласие, если
нет достаточных, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому праву 1982г. оснований
для отказа (например, научно-исследовательский проект имеет непосредственное значение
для разведки и разработки
природных ресурсов). Государства
и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны
обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском
научно-исследовательском
проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.
Живые и неживые ресурсы
исключительной экономической
зоны Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Регулирование
деятельности по разведке и разработке
таких ресурсов и их охране — компетенция Правительства Российской Федерации
(п. 4 ст. 5 Федерального закона "Об
исключительной экономической зоне Российской Федерации"). Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти с
учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывают
правила промысла и других
видов использования живых ресурсов, эти правила и общие допустимые уловы живых ресурсов
подлежат утверждению
Правительством РФ. Постановлением
Правительства РФ утверждаются таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или
добычей водных биологических
ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на
континентальном шельфе, в исключительной
экономической зоне Российской-Федерации, а также запасов анадромных видов рыб,
образующихся в реках
России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ экономических и
рыболовных зон иностранных государств. Разведка и разработка неживых ресурсов производится на основании лицензий, выдаваемых специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам
геологии и использованию недр.
Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в
исключительной экономической
зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной
экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с
международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом море,
прокладка кабелей и
трубопроводов на дне морей и океанов). Государства при осуществлении своих прав и обязанностей
в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного
государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других
государств.
|