WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 3:14 AM
| RSS
Главная Продолжение 2
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

5. Законы двойного отрицания, Дунса Скота, Клавия.

        Законы двойного отрицания позволяют снимать и вводить такое отрицание. Их можно выразить так: если неверно, что не- А, то А; если А, то неверно, что не- А. Например, «Если неверно, что Фреге    не знал    закона снятия двойного отрицания, то Фреге знал этот закон», и наоборот.                    Закон, носящий имя средневекового логика и фило­софа монаха Дунса Скота, характеризует ложное вы­сказывание. Смысл этого закона можно приблизитель­но передать так; из ложного утверждения вытекает ка­кое угодно утверждение. Применительно к конкретным утверждениям это звучит так: если дважды два равно четыре, то если это не так, то вся  математика ничего не стоит. В подобного рода рассуждениях есть несо­мненный привкус парадоксальности. Особенно заметным он становится, когда в качестве заключения берется явно ложное и совершенно не связанное с посылками высказывание. Например: если дважды два равно че­тыре, то если это не так, то Луна сделана из зеленого сыра. Явный парадокс! Не все описания логического сле­дования принимают данный закон в качестве правомер­ного способа рассуждения. Построены, хотя только срав­нительно недавно, такие теории логических связей, в ко­торых этот и подобные ему способы рассуждения счи­таются недопустимыми. Известен анекдот о Б. Расселе, доказавшем своему собеседнику на каком-то вечере, что из того, что два плюс два равно пяти, вытекает, что он, Рассел, — римский папа. В доказательстве использовался закон Дунса Скота. Отнимем от обеих сторон равенства 2 + 2 = 5 по 3. Получим: 1=2. Если собеседник утверждает, что Рассел не является римским папой, то этот папа и Рассел — два разных лица. Но поскольку 1=2, папа и Рассел — это одно и то же лицо.

   Закон, названный именем еще одного средневекового монаха и логика — Клавия, лежит в основе доказатель­ства путем приведения к абсурду. Закон Клавия гово­рит, что если из ложности утверждения вытекает его истинность, то утверждение истинно. К законам доказательства путем приведения к аб­сурду относится и принцип, говорящий, что если из утверждения вытекает противоречие, то это утверждение ложно. Например, если из утверждения: «Треугольник имеет четыре угла» — выводится как то, что у треуголь­ника три угла, так и то, что у него не три угла, это означает, что исходное утверждение ложно. Приведенные формулировки законов логики и приме­ров к этим законам являются весьма неуклюжими кон­струкциями, и звучат они довольно непривычно. И это даже в случае самых простых по своей структуре за­конов. Естественный язык, использовавшийся в этих формулировках,- явно не лучшее средство для данной цели. И дело даже не столько в громоздкости получае­мых выражений, сколько в отсутствии ясности и точ­ности в передаче законов. Мало сказать, что о законах логики трудно говорить, пользуясь только обычным языком. Строго подходя к делу, нужно сказать, что они вообще не могут быть адекватно переданы на этом языке. Не случайно современная логика строит для выраже­ния своих законов и связанных с ними понятий специ­альный язык. Этот формализованный язык отличается от обычного языка прежде всего тем, что следует за логической формой и воспроизводит ее даже в ущерб краткости и легкости общения.

 

6. Многозначная логика.

 

          Современная логика, описывающая принципы мышления с помощью специально созданного для этого формализованного языка, исследует логические законы только как элементы систем таких законов. Она инте­ресуется при этом не столько отдельными законами, сколько системами в целом. В подобном подходе нет в общем-то ничего ориги­нального. Всякая научная теория представляет собой систему взаимосвязанных утверждений, упорядоченную иерархическую структуру, налагающую свой отпечаток на каждое утверждение, входящее в нее. Любое из них, будучи вырванным из системы, перестает быть частью того живого организма, каким она является, и теряет тот сложный и разветвленный смысл, каким она наде­ляет каждый свой элемент. Логические системы, в рамках которых только и рас­сматриваются логические законы, принято называть «ло­гиками». Группы таких «логик» также именуются обыч­но «логиками». Логика как наука включает бесконечное число логи­ческих систем, или «логик». Каждая из них представля­ет собой абстрактную знаковую модель и дает описа­ние логической структуры какого-то определенного фраг­мента, или типа, наших рассуждений. Например, бесконечное множество систем, обладаю­щих существенной общностью и объединяемых в рамках «модальной логики», распадается на логику знания, ло­гику убеждения, логику норм, логику времени и т. д. Каждая из этих «логик» также может слагаться из не­скольких групп систем. К примеру, логика оценок вклю­чает логику абсолютных оценок, формулируемых с по­мощью терминов «хорошо» и «плохо», и логику сравни­тельных оценок, использующих термины «лучше» и «хуже». И так до отдельной, индивидуальной логической системы. Логика как наука едина. Однако слагается она из множества более или менее частных систем, ни одна из которых не может претендовать на выявление логиче­ских характеристик мышления в целом. В этом аспекте современная логика важным образом отличается от старой логики. Последняя не знала никаких многих «логик».   Проблема  сведения  в  единство  тех  фрагментарных описаний мышления, которые даются отдельны­ми логическими системами, перед нею вообще не стояла. Мысль, что единая современная логика включает большое число отдельных «логик», если и необычна, то только по форме своего выражения. Сходное утвержде­ние является верным в случае всякой развитой науки. Скажем, биология едина, но она слагается из мно­гих отдельных теорий. Ни одна из них не охватывает и не исчерпывает всего круга явлений, изучаемых дан­ной наукой. Только в совокупности и в сложных дина­мичных взаимосвязях эти теории составляют своеобраз­ное единство, называемое «биологической наукой». В нее входят биология животных и биология растений, первую из них называют также «зоологией», а вторую — «бо­таникой». Можно говорить далее о биологии млекопи­тающих, о биологии домашних млекопитающих и, на­конец, о биологии коровы. Все это аналогично тому, что имеет место в логике. Все логические системы принято делить самым об­щим образом на классические и неклассиче­ские. Первые возникли и сложились в конце прошло­го и начале нынешнего века и к настоящему времени хорошо изучены. Вторые являются продуктом более позднего развития логики, история некоторых из них насчитывает менее двух десятилетий. Исследование не­классических логических систем, составляющих в сово­купности неклассическую логику, — одна из наиболее важных задач современной логики. Различие между классическими и неклассическими системами не сводится к чисто историческим моментам. Вторыми принимается во внимание, как правило, боль­шее число факторов, определяющих логическую струк­туру рассуждений. Результатом этого являются теории, дающие более полное и детализированное описание про­цессов мышления. Некоторые неклассические системы не ограничиваются расширением и конкретизацией клас­сической теории. Оценивая ее как недостаточно адекват­ную в ряде моментов, они предлагают альтернативное описание тех же самых логических процедур. В неклассическую логику входит большое число разнородных логических теорий. Одна из них — интуи­ционистская логика — уже упоминалась при разговоре о законе исключенного третьего. Из числа других наи­более известны многозначная логика и модальная логика. Сопоставление основных идей, лежащих в фундамен­те классической логики, с одной стороны, и разных вет­вей неклассической логики — с другой, интересно с точки зрения понимания каждого из этих разделов ло­гики. Такое сопоставление позволяет также яснее пред­ставить общие принципы подхода современной логики к описанию мышления. При построении как классических, так и некласси­ческих логических систем некоторые понятия и методы принимаются обычно без всяких дальнейших пояснений, можно сказать, как сами собою разумеющиеся. В их числе принципиально важные понятия переменной, функции и др. В современной логике имеется вместе с тем особое направление, анализирующее и разъясняю­щее как раз данные понятия и методы. Это так назы­ваемая комбинаторная логика. Начало ей поло­жила в 1924 году статья русского логика М. Шейнфинкеля «О кирпичах здания математической логики».

          Классическая логика основывается на принципе, со­гласно которому всякое высказывание является либо ис­тинным, либо ложным. Это так называемый принцип двузначности. Саму логику, допускающую только истину и ложь и не предполагающую ничего промежу­точного между ними, обычно именуют двузначной. Ей противопоставляют многозначные системы. В последних наряду с истинными и ложными утвержде­ниями допускаются также разного рода «неопределен­ные» утверждения, учет которых сразу же не только усложняет, но и меняет всю картину. Принцип двузначности был известен еще Аристотелю, который не считал его универсальным и не рас­пространял его действие на высказывания   о    будущем. Два враждебных флота расположились друг против друга и выжидают утра и вместе с ним подходящего ветра. Будет ли завтра морская битва? Очевидно, что она или состоится, или же не состоится. Но, по мысли Аристотеля, ни одно из этих двух предсказаний не яв­ляется сегодня ни истинным, ни ложным. Нет еще твер­дой причины ни для того, чтобы битва произошла, ни для того, чтобы ее не случилось. Оба варианта возмож­ны в равной мере, и все будет зависеть от дальнейшего

хода событий. Могут измениться планы флотоводцев, может случиться буря и разметать флоты по морю. По­ка же нельзя утверждать с определенностью ни то, что битва будет, ни то, что ей не бывать. Оба эти утвержде­ния возможны, но ни одно из них не является сейчас ни истинным, ни ложным. Аналогично обстоит дело с вопросом, будет ли дан­ный плащ разрезан или нет. Все зависит от решения его хозяина, а оно может измениться в любой  момент. Аристотелю казалось, что высказывания о буду­щих случайных событиях, наступление которых зависит от воли человека, не являются ни истинными, ни лож­ными. Они не подчиняются принципу двузначности. Прошлое и настоящее однозначно определены и не под­вержены изменению. Будущее же в определенной мере свободно для изменения и выбора. Подход Аристотеля уже в древности вызвал ожесто­ченные споры. Высоко оценивал его Эпикур, допускав­ший существование случайных событий. Известный же древнегреческий логик Хрисипп, категорически отрицав­ший случайное, с Аристотелем не соглашался. Он счи­тал принцип двузначности одним из основных положе­ний не только всей логики, но и философии. В более позднее время положение, что всякое вы­сказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими и по многим причинам. Указывалось, в частно­сти, на то, что оно затрудняет анализ высказываний о будущем, высказываний о неустойчивых, переходных со­стояниях, о несуществующих объектах, подобных «ны­нешнему королю Франции», об объектах, недоступных наблюдению, наподобие «абсолютно черного тела» и т. д. Но только в современной логике оказалось возможным реализовать сомнения в универсальности принципа дву­значности в форме логических систем. Этому способство­вало широкое использование ею методов, не препятствую­щих формальному подходу к логическим проблемам. Первые многозначные логики построили независимо друг от друга польский логик Я. Лукасевич в 1920 году и американский логик Э. Пост в 1921 году. С тех пор построены и исследованы десятки и сотни таких «логик».

Я. Лукасевичем была предложена трехзначная логи­ка, основанная на предположении, что высказывания бы­вают истинными, ложными и возможными, или неопре­деленными. К последним были отнесены высказывания наподобие: «Я буду в Москве в декабре будущего года». Событие, описываемое этим высказыванием, сейчас ни­как не предопределено ни позитивно, ни негативно. Зна­чит, высказывание не является ни истинным, ни ложным, оно только возможно. Все законы трехзначной логики Лукасевича оказа­лись также законами и классической логики; обратное, однако, не имело места. Ряд классических законов от­сутствовал в трехзначной логике. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, законы кос­венного доказательства и др. То, что закона противоре­чия не оказалось в трехзначной логике, не означало, ко­нечно, что она была в каком-то смысле противоречива или некорректно построена. Э. Пост подходил к построению многозначных логик чисто формально. Пусть 1 означает истину, а 0 — ложь. Естественно допустить тогда, что числа между единицей и нулем обозначают какие-то уменьшающиеся к нулю степени истины. Такой подход вполне правомерен на первом этапе. Но чтобы построение логической системы перестало быть чисто техническим упражнением, а сама система — су­губо формальной конструкцией, в дальнейшем необхо­димо, конечно, придать ее символам определенный логи­ческий смысл, содержательно ясную интерпретацию. Вопрос о такой интерпретации — это как раз самая сложная и спорная проблема многозначной логики. Как только между истиной и ложью допускается что-то про­межуточное, встает вопрос; что, собственно, означают высказывания, не относящиеся ни к истинным, ни к лож­ным? Кроме того, введение промежуточных степеней истины изменяет обычный смысл самих понятий истины и лжи. Приходится поэтому не только придавать смысл промежуточным степеням, но и переистолковывать са­ми понятия истины и лжи. Было много попыток содержательно обосновать многозначные логические системы. Однако до сих пор остается спорным, являются ли такие системы просто «интеллектуальным упражнением» или они все же гово­рят что-то о принципах нашего мышления. Многозначная логика никоим образом не отрицает и не дискредитирует двузначную. Напротив, первая поз­воляет более ясно понять основные идеи, лежащие в основе второй, и является в определенном смысле ее обобщением.

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024