3. Нормотворчество.
Нормативные правовые
акты являются продуктом особого рода деятельности — нормотворчества
(правотворчества). Нормотворчество — основной путь воздействия на общественные
отношения, главное средство придания праву юридической силы. Нормотворчество в
правовой сфере — это в принципе и главным образом государственная
деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение
государственной воли в закон. Изначально право формируется
естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя.
Начальная стадия в процессе правообразования — возникновение объективно
обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений.
Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но
ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и
иные общественные интересы. На завершающей стадии правообразования приобретает
большое значение специальная целенаправленная деятельность компетентных
органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в
общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая
правообразование в формально определенные предписания общего характера, и
является правовым нормотворчеством. Различаются три способа такого нормотворчества:
1) непосредственная правоустановительная
деятельность полномочных государственных органов;
2) санкционирование государственными
органами норм, которые сложились независимо от
них в виде
обычая (делового
обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например,
кооперативами, общественными организациями);
3) непосредственное правотворчество народа,
проводимое
в форме всенародного голосования (референдума).
Во всех трех случаях нормотворчество
отличается и своими целями, и теми принципами, на которых оно основывается.
Общими принципами нормотворчества являются: научность, демократизм,
законность, интернационализм. В отдельные периоды развития того или другого
государства имели место отступления от какого-либо принципа, но они не могут
поколебать необходимость поиска и утверждения соответствующих начал
законодательной деятельности. Правотворческая деятельность так или иначе
связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано
мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях
индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны
придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее
выражение в виде государственной воли, в виде закона. Содержание нормотворчества складывается из
последовательно осуществляемых организационных действий, образующих в своей совокупности то, что
называют правотворческим процессом. Это технология создания нормативных актов и
доведения их предписаний
до адресатов. Сам
правотворческий процесс в силу его общественно-политического значения
регулируется конституционными и другими юридическими нормами. Правотворческий
процесс складывается из ряда стадий.
1. Стадия законодательной инициативы. Речь
идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во
внесении в правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта,
или подготовленного проекта акта. Круг субъектов, обладающих правом
законодательной инициативы, строго очерчен в законодательстве, так как законодательная
инициатива, в отличие от любого другого обращения в правотворческий орган с
законопроектом, предполагает юридическую обязанность компетентного органа
рассмотреть поступивший проект или предложение.
2. Решение компетентного органа о необходимости
издания
акта, выработке его проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и
его предварительное обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от
важности проекта, от
того, кому поручена
его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный
акт или ведомственный). Наиболее важные
проекты выносятся на всенародное обсуждение.
В подготовке других принимают
участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в
том органе, который уполномочен его принять.
5. Принятие нормативного акта.
6. Доведение содержания принятого акта до
его адресатов.
Правотворчество может выражаться в виде
принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде
систематизированного (кодификационного) акта, содержащего определенные
совокупности, группы норм. Наиболее развитым видом является кодификационное
нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в
целом и по отраслям права, а затем осуществляется дальнейшее развитие
законодательства. С помощью единичных актов правотворчества вносятся
дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего
правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве. При
выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их
систематизации используется ряд правил для обеспечения совершенства
законодательства. Совокупность всех этих правил, средств и приемов образует
законодательную технику. Если к названным правилам присовокупить правила,
средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых
актов, получим юридическую технику. Некоторые ее требования являются общими как
для нормативных, так и для индивидуальных актов. Например, требования
культурности (общей и юридической) акта: целесообразность, законность,
грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних
атрибутов и т.п. Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует
о юридической культуре. Им во многом обусловлены и соблюдение законности, и
эффективность права. При издании правовых норм важно так их сформулировать,
изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы
истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было
двусмысленности, темноты и пробельности актов. Юридическая техника как раз и
связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением.
В уровне совершенства правовых актов мы находим внешнюю материализацию
юридической техники. Сквозное значение в юридической технике имеет
терминология. Термины представляют собой словесное обозначение определенных понятий,
используемых для выражения воли законодателя. Используется три их вида:
общеупотребительные, специальные юридические
(иск, соучастие и
т.п.), специальные неюридические. Наиболее общими правилами
использования терминов являются: единство терминологии, тождественность их
употребления в разных правовых актах; использование общепризнанных терминов;
стабильность терминологии, устойчивость общепринятых обозначений. Кроме
терминологии к средствам юридической техники относятся, в частности,
юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу
связей составляющих его элементов (например, состав преступления). Важная роль
в юридической технике
отводится средствам и правилам
построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только
однородного материала. Лучше издать два, три акта, но не издавать разнородного
по содержанию акта. Правилами диктуется издание вначале норм материального
права, а затем процессуальных; сперва — общих норм, а после — конкретизирующих
и т.п. В качестве средства юридической техники выступает текст документа с его
реквизитами (наименованием, датой принятия, подписями и пр.) и структурой.
При издании больших
кодифицированных актов обыкновенно выделяют общую и особенную части.
Определенную нагрузку несет на себе преамбула акта. Первичной структурой текста является статья
с ее подразделениями (абзацами,
пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому
статья выражает чаще всего одну правовую норму. В кодифицированных актах
нормативный материал, содержащийся в статьях, объединяется в главы
и разделы. Правила требуют единства,
логической последовательности и согласованности помещенного в них материала,
обеспечения удобства в его использовании. Отсюда такой, например, прием, как
снабжение статей, глав и разделов заголовками, нумерацией и т.п. Среди
технико-юридических приемов выражения и изложения законодательной воли следует
назвать:
а) абстрактный,
когда вся совокупность возможных юридических фактов и связей охватывается
обобщенными родовыми понятиями;
б) казуистический,
при котором фактические обстоятельства
даются перечислением или путем указания на конкретные, индивидуальные признаки.
Абстрактный прием соответствует более высокому уровню юридической культуры.
Однако иногда нельзя обойтись и без казуистического изложения нормативного предписания.
Различаются три приема изложения
элементов правовой нормы: прямой, отсылочный и бланкетный. При прямом
изложении все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в
данной статье акта; при отсылочном — отсылка к другим нормам; при бланкетном —
конкретной отсылки нет, но отдельные элементы нормы формулируются в каких-либо
специальных правилах, и это просматривается по тексту бланкетной нормы
(например, норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил по
технике безопасности). В современных условиях очень важно не просто соблюдать
правила юридической техники, но и выдерживать общий стиль законодательства.
Загруженность его декларативными положениями, призывами, пожеланиями и т.п.
девальвирует юридические средства воздействия на общественные отношения. Требования
к нормотворческой деятельности содержатся, например, в указе Президента России
«О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти
и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных
работ» и в Положении о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета
Министров — Правительства России.
4. Действие нормативно-правовых актов.
Для
практики имеет непосредственное значение проблема пределов действия нормативных
актов. Она включает в себя четыре вопроса:
1) на какие общественные отношения данный
акт распространяется (предметное действие);
2) с какого времени и по какое время
нормативный акт имеет
юридическую силу (действие во времени);
3) на какую территорию он распространяет
свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
4) каковы его адресаты (действие по кругу
лиц).
1. Предметное действие. Нормативные акты
регулируют разные по своему характеру отношения. При этом, например, акты,
рассчитанные на регулирование имущественных и связанных с ними личных
неимущественных отношений, не имеют силы в отношениях между государственными
органами и наоборот. Другими словами, только в качестве исключения (в ситуации
так называемого субсидиарного применения права) нормы одной отрасли могут
распространить свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами
другой отрасли права. В предмет правового регулирования входят волевые общественные
отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других
состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода
обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов, т.е. закон
может связать с ними наступление юридических последствий, но повлиять на их
ход нормы права бессильны. Законодатель исключает привлечение к ответственности
за образ мыслей, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы:
«Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не
являюсь его объектом».
2. Действие во времени связано с вступлением
нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы. В каждом
государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу
законов и других актов. В России — это федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,
федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным
опубликованием актов, принимаемых законодательными органами, считается
опубликование их в специальных официальных изданиях, а также в определенных
газетах (в России — в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской
газете»). Названные акты публикуются в установленный в законе срок после их
принятия. Официальные издания имеют и другие государственные органы. Все акты
нормативного характера вступают в силу по истечении определенного времени
после официального опубликования, если при принятии акта не установлен другой
срок введения его в действие (в России по истечении десяти дней на всей ее
территории). Часто принимаются специальные постановления о введении акта в
действие, которые имеют серьезное, хотя и вспомогательное значение. В них могут
содержаться поручения правительству о разработке подзаконных актов, конкретизирующих
закон, о приведении в соответствие с законом всех других актов; приводиться
перечни актов, которые утрачивают силу; даваться указания о судьбе отношений,
сложившихся до вступления вновь принятого акта в силу; определяться круг субъектов,
уполномоченных (временно или постоянно) совершать сделки на основе принятого
акта. Постановления могут также обязать определенные органы и должностных лиц
содействовать развитию новых правоотношений, дать иные поручения. Акты, не
имеющие общего значения, могут быть не опубликованы, а направлены
соответствующим органам и организациям для доведения до сведения всех
учреждений и лиц, на которых распространяется их действие. Эти акты вступают в
силу с момента получения их государственными органами и общественными
организациями, если не установлен иной срок введения их в действие. Для
практических работников иногда очень важно ознакомиться не только с самим
нормативным актом, но и с материалами по его обсуждению. Чтобы правильно
истолковать закон, приходится, например, обращаться к альтернативным проектам
и предложениям по отдельным статьям, высказанным депутатами. Поэтому надо
смотреть стенографические отчеты открытых заседаний законодательных органов. Постановления
и распоряжения правительства, носящие нормативный характер, приобретают силу с
того срока, который в них указан. Если же такое указание отсутствует, то с
момента их принятия. Такой порядок установлен в большинстве государств, хотя
могут быть и иные правила. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в
действие с момента их принятия или по получении адресатами. Не урегулирован
должным образом порядок вступления в силу решений представительных органов на
местах, а также решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей
отделов и управлений, нормативных актов руководителей предприятий, учреждений,
организаций. Практически они вступают в силу с момента их принятия. Решения по
вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями вступают в
силу с момента их опубликования или оповещения населения по радио, телевидению.
Существуют три способа прекращения действия нормативных актов во времени:
а) указать
срок, в течение которого акт будет действовать, и не продлевать его;
б) отменить
данный акт;
в) заменить
данный акт другим, регулирующим фактически те же вопросы.
К сожалению, последний способ получил
значительное распространение. Поскольку при этом перечни актов, утративших
силу, не составляются или составляются с опозданием, практика поставлена в
затруднительное положение. Из общих правил действия нормативных актов во
времени есть два исключения. Иногда (скорее, в сфере гражданского права)
отмененные акты продолжают как бы регулировать существующие отношения, так как
необходим определенный срок для их приведения в соответствие с новым
законодательством. Это так называемое переживание нормативного акта. И,
наоборот, иногда вновь принятый нормативный акт (в виде исключения)
распространяет свое действие на отношения, которые возникли до вступления его в
юридическую силу. Это обратная сторона закона. Обратная сила закона придается
только законодателем. Произвол в этом деле недопустим. По общему правилу
обратную силу приобретает закон, устраняющий наказуемость деяния или
смягчающий наказание.
3. Действие нормативных актов в пространстве
связывается с их распространением на государственную территорию. К ней
относятся земная территория, ее недра, внутренние и территориальные воды,
воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств,
военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов
над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные
пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его
юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного
государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или
в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными
договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых
актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами
его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на
территории других государств). В федеративных государствах территориальные
пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическими отношениями.
В качестве общего правила нормативные акты членов федерации действуют на
собственной территории, акты местных органов власти и управления — на
управляемой ими территории. Однако распространено и другое: юридические акты,
принятые государственными органами одних административных и политических
единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновения
нормативных актов равноправных органов решаются на основе коллизионных норм,
установленных федеральными властями. Коллизионные нормы существуют также на
случай столкновения актов, изданных в разное время, в разном объеме, разными
органами.
4. Действие по кругу лиц означает по общему
правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках
территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть
три исключения. Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических
и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются
правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно,
к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного
принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об
административных правонарушениях. Во-вторых, проживающие на территории
государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким
кругом прав и свобод наряду с гражданами, в некоторых правоотношениях не могут
выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в
органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в
вооруженных силах и органах внутренних дел. В-третьих, некоторые нормативные
акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются
на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они
уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет. Адресатами
нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения,
все должностные лица или отдельные их категории.
5. Акты судебной власти.
К числу дискуссионных в российской
юридической науке относится вопрос о том, являются ли источником права или
хотя бы формой правотворческой конкретизации судебные правоположения. Этот спор
велся вокруг руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства,
даваемых Пленумом Верховного Суда, обязательных для суда (и иных органов, применяющих
закон, по которому дано разъяснение). Допустимо различать акты нормативного
содержания, смешанного нормативно-конкретного содержания, наконец, акты с
конкретно-индивидуальными положениями или индивидуально-правовые акты (в
отличие от нормативно-правовых). Чтобы определить ту группу актов из числа
названных, к которой относятся
акты судебной власти,
следует напомнить три исходных
положения. Во-первых, правотворчество не ограничивается рамками процедуры
рассмотрения и принятия отдельных законопроектов или иных правотворческих
решений. Правотворчество охватывает также деятельность государственных органов
по внесению изменений в ранее принятые нормативные акты и отмену ранее принятых
актов. Во-вторых, нормативно-правовой акт — это документ, издаваемый в
установленном порядке управомоченным на то государственным или иным компетентным
органом, содержание которого составляют установление, отмена или изменение
правовых норм. В соответствии с Федеральным законом о Конституционном Суде
решение Конституционного Суда по существу рассмотренного дела о
конституционности международного договора, нормативного акта или правоприменительной
практики именуется постановлением. Есть и второй вид акта — заключение
Конституционного Суда. В Законе определены
последствия признания международного договора или нормативного
акта неконституционным:
1. С момента вступления в силу постановления
Конституционного Суда и признания международного договора или его отдельной
части неконституционными договор или его отдельная часть не могут быть ратифицированы,
официально опубликованы, обнародованы или введены в действие, а будучи ратифицированными
или введенными в действие после вступления в силу постановления
Конституционного Суда РФ, считаются недействующими. Утрачивают силу также
полностью или частично решения о ратификации и введении в действие
международного договора после вступления в силу постановления Конституционного
Суда РФ о признании неконституционными международного договора или его части.
2. С момента вступления в силу постановления
о признании нормативного акта или его отдельной ча
|