WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 5:52 AM
| RSS
Главная Продолжение 1
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

3. Закон исключенного третьего.

        Закон исключенного третьего как и закон противоречия, устанавливает связь между противореча­щими друг другу высказываниями. И опять-таки идея, выражаемая им, представляется поначалу простой и очевидной: из двух противоречащих высказываний од­но является истинным. В использовавшейся уже полусимволической форме: А или не- А, то есть истинно высказывание А или истин­но его отрицание, высказывание не- А. Конкретными приложениями этого закона являются, к примеру, высказывания: «Аристотель умер в 322 году до н. э. или он не умер в этом году», «Личинки мух име­ют голову или не имеют ее». Истинность отрицания равнозначна ложности утвер­ждения. В силу этого закон исключенного третьего мож­но передать и так: каждое высказывание является ис­тинным или ложным. Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как описывается в рассматриваемом выска­зывании, или так, как говорит его отрицание, и никакой третьей возможности нет. Оба закона — и закон противоречия и закон исклю­ченного третьего — были известны еще до Аристотеля. Он первым дал, однако, их ясные формулировки, под­черкнул важность этих законов для понимания мышления и бытия и вместе с тем выразил определенные сомнения в универсальной приложимости второго из них. «....Невозможно, — писал Аристотель, — чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении  (и все другое,  что   мы   могли   бы   еще  уточнить,   пусть   будет уточнено во избежание словесных затруднений) — это, конечно, самое достоверное из всех начал». Такова фор­мулировка закона  противоречия и одновременно пред­упреждение  о  необходимости   сохранения  одной  и  той же точки зрения в высказывании и его отрицания «во из­бежание словесных недоразумений».   Здесь же Аристотель полемизирует с теми, кто сомневается в справедли­вости данного закона: «...Не может кто бы то ни был считать одно  и то  же существующим  и  несуществую­щим, как это, по мнению некоторых, утверждает Гера­клит». О законе исключенного третьего: «..,Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противо­речия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». От Аристотеля идет также живая еще и в наши дни традиция давать закону противоречия, закону исключен­ного третьего да и другим логическим законам три раз­ные интерпретации. Один раз закон противоречия истолковывается как принцип логики, говорящей о высказываниях и их ис­тинности: из двух противоречащих друг другу высказы­ваний только одно может быть ложным. В другом случае этот же закон понимается как утвер­ждение об устройстве самого мира: не может быть так, чтобы что-то одновременно существовало и не суще­ствовало. В третьем случае этот закон звучит уже как истина психологии, касающаяся своеобразия нашего мышления: не удается так размышлять о какой-то вещи, чтобы она оказывалась такой и вместе с тем не такой. Нередко полагают, что эти три варианта различают­ся между собой только словесно. На самом деле это совершенно не так. Устройство мира и своеобразие че­ловеческого мышления — темы эмпирического, опытно­го исследования. Получаемые с его помощью положения являются эмпирическими истинами. Принципы же логи­ки совершенно иначе связаны с опытом и представляют собой не эмпирические, а логически необходимые истины. Аристотель сомневался в приложимости закона ис­ключенного третьего к высказываниям о будущих собы­тиях. В настоящий момент наступление некоторых из них еще не предопределено. Нет причины ни для того, чтобы они произошли, ни для того, чтобы они не случились. «Через сто лет в этот же день будет идти дождь» -  это высказывание сейчас скорее всего ни истинно, ни ложно. Таким же является его от­рицание. Ведь сейчас пет причины ни для того, чтобы через сто лет пошел дождь, ни для того, чтобы его через сто лет не было. Но закон исключенного третьего утвер­ждает, что или само высказывание, или его отрицание истинно. Значит, заключает Аристотель, хотя и без осо­бой уверенности, данный закон следует ограничить од­ними высказываниями о прошлом и настоящем и не при­лагать его к высказываниям о будущем. Гораздо позднее, уже в нашем веке, размышления Аристотеля над законом исключенного третьего натолк­нули на мысль о возможности принципиально нового на­правления в логике. Но об этом будет случай погово­рить позже. В XIX веке Г. Гегель весьма иронично отзывался о законе противоречия и законе исключенного третьего. Последний он представлял, в частности, в такой форме: дух является зеленым или не является зеленым, и зада­вал «каверзный» вопрос: какое из этих двух утвержде­ний истинно? Ответ на этот вопрос не представляет, однако, труда. Ни одно из двух утверждений: «Дух зеленый» и «Дух не зеленый» не является истинным, поскольку оба они бессмысленные. Закон исключенного третьего приложим только к осмысленным высказываниям. Толь­ко они могут быть истинными или ложными. Бессмыс­ленное же не истинно и не ложно. Критика Г. Гегелем логических законов опиралась, как это нередко бывает, на придание им, того смысла, которого у них нет, и приписывание им тех функций, к которым они не имеют отношения. Случай с критикой закона исключенного третьего — один из примеров та­кого подхода. Сделанные вскользь, разрозненные и недостаточно компетентные критические замечания Г. Гегеля в адрес формальной логики получили, к сожалению, широкое хождение. В логике в конце XIX — начале XX века произошла научная революция, в корне изменившая ли­цо этой науки. Но даже огромные успехи, достигнутые логикой в результате этого, не смогли окончательно ис­коренить тех ошибочных представлений о ней, у исто­ков которых стоял Г. Гегель. Не случайно немецкий ис­торик логики X. Шольц писал, что гегелевская критика формальной логики была злом настолько большим, что его и сейчас трудно переоценить. Резкой, но хорошо обоснованной критике подверг закон исключенного третьего голландский математик Л. Брауэр. В начале этого века он опубликовал три ста­тьи, в которых выразил сомнение в неограниченной при­ложимости законов логики и прежде всего закона ис­ключенного третьего. Первая из этих статей не пре­вышала трех страниц, вторая — четырех, а вме­сте они не занимали и семнадцати страниц. Но впе­чатление, произведенное ими, было чрезвычайно силь­ным. Л. Брауэр был убежден, что логические законы не являются абсолютными истинами, не зависящими от того, к чему они прилагаются. Возражая против закона исключенного третьего, он настаивал на том, что между утверждением и его отрицанием имеется еще третья возможность, которую нельзя исключить. Она обнару­живает себя при рассуждениях о бесконечных множе­ствах объектов. Допустим, что утверждается существование объекта с определенным свойством. Если множество, в которое входит этот объект, конечно, то можно перебрать все объекты. Это позволит выяснить, какое из следующих двух утверждений истинно: «В данном множестве есть объект с указанным свойством» или же: «В этом множе­стве нет такого объекта». Закон исключенного третьего здесь справедлив. Но когда множество бесконечно, то объекты его не­возможно перебрать. Если в процессе перебора будет найден объект с требуемым свойством, первое из ука­занных утверждений подтвердится. Но если найти этот объект не удастся, ни о первом, ни о втором из утверж­дений нельзя ничего сказать, поскольку перебор не про­веден до конца. Закон исключенного третьего здесь не действует: ни утверждение о существовании объекта с заданным свойством, ни отрицание этого утверждения не является истинным. Ограничение Л. Брауэром сферы действия этого за­кона существенно сужало круг тех способов рассужде­ния, которые применимы в математике. Это сразу же вызвало резкую оппозицию многих математиков, осо­бенно старшего поколения. «Изъять из математики прин­цип исключенного третьего, — писал немецкий матема­тик Д. Гильберт, — все равно что... запретить боксеру пользоваться кулаками». Критика Л. Брауэром закона исключенного третьего привела к созданию нового направления в логике - интуиционистской логики. В последней не при­нимается этот закон и отбрасываются все те способы рассуждения, которые с ним связаны. Среди них — доказательства путем приведения к противоречию, или абсурду. Интересно отметить, что еще до Л. Брауэра сомне­ния в универсальной приложимости закона исключенного третьего высказывал русский философ и логик Н.Васильев. Он ставил своей задачей построение та­кой системы логики, в которой была бы ограничена не только сфера действия этого закона, но и закона про­тиворечия. По мысли Н. Васильева, подобным образом ограниченная логика не способна действовать в мире обычных вещей, но она необходима для более глубо­кого понимания логического учения Аристотеля. Современники не смогли в должной мере оценить казавшиеся им парадоксальными идеи Н. Васильева. К тому же сам он склонен был обосновывать свои взгля­ды с помощью аргументов, не имеющих прямого отно­шения к логике и правилам логической техники, а иногда и просто путано. Тем не менее, оглядываясь назад, можно сказать, что он оказался одним из предшествен­ников интуиционистской логики. Тезис об ограниченности закона исключенного третьего отстаивался в начале этого века и русским ма­тематиком С. Шатуновским, исходившим в своих рас­суждениях из тщательного изучения особенностей дока­зательств в математике и своеобразия операций с бес­конечными множествами. Он писал, в частности, что «применение логического закона исключенного третьего не только к элементам бесконечного многообразия, но и к элементам конечного класса требует чрезвычайной осторожности  и  иногда  может  быть  оправдано  только после длинного ряда исследований», В дальнейшем идеи, касающиеся ограниченной приложимости закона исключенного    третьего и связанных с ним  способов  математического доказательства,  были детально развиты советскими математиками А.  Колмо­горовым,    В.  Гливенко,    А.Марковым,    Н.  Шаниным, А. Драгалиным и др. В результате критического пере­осмысления  основных принципов  интуиционистской ло­гики  возникла  так    называемая   конструктивная логика, также считающая неправильным  перенос ря­да логических принципов, применимых в рассуждениях о конечных множествах, на область бесконечных    мно­жеств.

 

4. Закон тождества.

         Еще одним логическим законом, имеющим долгую, хотя  и  довольно  спокойную  историю,  является    закон тождества. Внешне он самый простой из всех законов. Он го­ворит: если высказывание истинно, то оно истинно. Или: если А, то А. Раньше его передавали в форме: А=А. К примеру: «Если трава зеленая, то она зеленая», «Если трава черная, то она черная» и т. д. Этот закон выражает идею, что каждое высказыва­ние является и необходимым и достаточным условием своей собственной истинности. В   прошлом   веке   получила   широкое   распростране­ние    концепция    «расширенной»    формальной    логики. Ее сторонники резко сдвинули центр тяжести логических исследований с изучения правильных способов рассуж­дения на разработку проблем теории познания, причин­ности, индукции и т. д. В логику были введены темы, интересные и важные сами по себе, но не имеющие к ней прямого отношения. Собственно логическая пробле­матика отошла на задний план. Вытеснившие ее мето­дологические проблемы трактовались, как правило, уп­рощенно, без учета динамики научного познания. Характерным примером такой «расширенной» трак­товки была «Логика» английского логика Д. Милля. Еще при жизни автора эта книга выдержала восемь из­даний, не без интереса она читается и сейчас. Общая ее направленность хорошо видна из полного ее названия: «Система логики рациональной и индуктивной, в связи с принципами очевидности и методами научного позна­ния». Широкой известностью пользовались также книги по логике немецких логиков В. Вундта, X. Зигварта, Л. Лотце. «Логика» В. Вундта состояла из трех толстых то­мов, «Логика» X.Зигварта — из двух. Последняя, как и книга Д. С. Милля, была переведена на русский язык и оказала большое влияние на распространение идей «расширенной» логики в России. С развитием математической логики это направле­ние в логике, путающее ее с поверхностно понятой ме­тодологией и пронизанное психологизмом, постепенно захирело. Одним из отголосков идей «расширенной» логики яв­ляется, в частности, разговор о так называемых «основ­ных» законах мышления, или «основных» законах ло­гики. Согласно этой «широкой» трактовке логики основ­ные законы — это наиболее очевидные из всех утверж­дений логики, являющиеся чем-то вроде аксиом этой науки. Они образуют как бы фундамент логики, на ко­торый опирается все ее здание. Сами же они ниотку­да не выводимы, да и не требуют никакой опоры в силу своей исключительной очевидности. Под это до крайности расплывчатое понятие основ­ных законов можно было подвести самые разнородные идеи. Обычно к таким законам относили закон противо­речия, закон исключенного третьего и закон тождества. Нередко к ним добавляли еще закон достаточного осно­вания и принцип «обо всех и ни об одном». Согласно последнему принципу сказанное обо всех предметах какого-то рода верно и о некоторых из них, и о каждом в отдельности; неприложимое ко всем пред­метам неверно также в отношении некоторых и отдель­ных из них. Действительно, это так. Но совершенно непонятно, какое отношение имеет эта истина к основаниям логи­ки. В современной логике это один из бесконечного множества ее законов. Закон достаточного основания вообще не является принципом логики — ни основным, ни второстепенным. Он требует, чтобы ничто не принималось просто так, на веру. В случае каждого утверждения следует ука­зывать основания, в силу которых оно считается истинным. Разумеется, это никакой не закон логики. Скорее всего это некоторый методологический принцип, не осо­бенно ясный, но в общем небесполезный. Закон тождества, как он толковался в «расширен­ной» логике, тоже имел только отдаленное сходство с соответствующим законом. В процессе рассуждения зна­чения понятий и утверждений не следует изменять. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписан­ными совершенно другому. Чтобы этого не случилось, надо выделять обсуждаемые объекты по достаточно устойчивым признакам. Требование не изменять и не подменять значения в ходе рассуждения является, конечно, совершенно спра­ведливым. Но столь же очевидно, что оно не относится к законам логики. Что касается законов противоречия и исключенного третьего, то и они в рамках «расширенной» логики при­обретали ярко выраженный методологический уклон. Первый из этих законов обычно превращался в запре­щение говорить одновременно «да» и «нет», утверждать и отрицать одно и то же об одном и том же предмете, рассматриваемом в одном и том же отношении. Второй подменялся требованием, чтобы решение каждого вопро­са доводилось до полной определенности. Анализ сле­дует считать завершенным только тогда, когда установ­лена истинность либо рассматриваемого положения, либо его отрицания. Это — полезные советы, но никакие не законы ло­гики. В итоге можно сказать, что рассуждения «расширен­ной» логики об основных законах мышления затемняют и запутывают проблему логических законов. Как ясно показала современная логика, законов логики бесконечное множество. Деление их на основные и неосновные лишено ясных основани

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024