6. Заключение.
Мыслительная деятельность
необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач
(например, школьного типа). Она необходима и для самой постановки задачи, для выявления и осознания новых проблем.
Нередко нахождение и постановка проблемы требует даже больших умственных
усилий, чем ее последующее разрешение. Мышление нужно также для усвоения знаний, для понимания текста в
процессе чтения и во многих других случаях, отнюдь не тождественных решению
задач. Хотя мышление
и не сводится только к решению задач (проблем), лучше всего формировать его
именно в ходе их решения, когда ученик наталкивается на посильные для него
проблемы и вопросы и формулирует их. В последнее время на основе
психологических исследований проблемной ситуации и решения задач
разрабатываются методы проблемного
обучения школьников. Эти методы обучения направлены на то, чтобы
поставить учащегося в положение первооткрывателя, исследователя некоторых посильных
для него проблем. Например, ученик решает серию задач и в результате сам
открывает новую для себя теорему, лежащую в основе
решения всех этих задач. Психологическая наука приходит к выводу, что не нужно
устранять всех трудностей с пути ученика. Лишь в ходе их преодоления он сможет
сформировать свои умственные способности. Помощь и руководство со стороны
педагога состоят не в устранении этих трудностей, а в том, чтобы готовить
учащегося к их преодолению.
Таким образом мышление
- это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический
процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и
обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление
возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко
выходит за его пределы.
7. Литература.
1. Введение в психологию. / Под ред. А.В. Петровского. -
М., 1998.
2. Гуревич П.С. Психология: Учеб. пособие. – М.: Знание,
1999.
3. Немов Р.С. Практическая психология. - М.: Владос, 1998.
4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /
Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999.
|