WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 2:51 AM
| RSS
Главная Продолжение 2
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

5. Трудовой коллектив организации как субъект трудового права.

 

       Характерной чертой законодательства РФ является то, что оно в последние годы не предусматривает широкое участие трудовых коллективов в политической, экономической и социальной жизни общества. Более того, само понятие «трудовой коллектив» посте­пенно исчезает из лексикона законодателя и правоприменитель­ной практики. Его нет в Конституции РФ, Законе РФ «О коллек­тивных договорах и соглашениях» и других важнейших норматив­ных актах. В КЗоТ РФ трудовым коллективам была посвящена всего одна статья — ст. 235. В новом ТК РФ нет и этого. Вместо понятия «трудовой коллектив» в законодательстве стал употреб­ляться неопределенный термин «работники». По-видимому, это связано с переходом к рыночной экономике и усилением право­вого положения работодателей и предпринимателей на рынке труда и в социально-трудовой сфере. Однако такое игнорирова­ние устоявшихся в законотворческой практике понятий представ­ляется неоправданным как в общепринятом семантическом пла­не, так и в юридическом. Во всяком случае, не затрагивая поли­тического аспекта проблемы, следует полагать, что трудовой коллектив был и пока еще остается субъектом трудового права. Как субъект трудового права трудовой коллектив представляет собой объединение граждан, участвующих своим трудом в деятель­ности организации на основе трудового договора с ней. Помимо ра­ботников, осуществляющих обычные трудовые функции, в состав трудового коллектива входит администрация, т. е. должностные лица, главной обязанностью которых является управление про­цессом труда и руководство производственно-хозяйственной дея­тельностью. Указанные должностные лица включаются в трудовой коллектив также лишь постольку, поскольку между ними и организацией заключен трудовой договор (контракт). В рамках трудо­вого коллектива действуют его органы (СТК, КТС), а также об­щественные организации, образуемые коллективом. Вместе с тем понятие трудового коллектива как субъекта трудового права может толковаться и в узком смысле, предусматривающем только коллектив работников (без включения сюда долж­ностных лиц из числа администрации). Различное понимание трудового коллектива (в широком и узком смысле) дает возможность более полно и дифференцированно подходить к содержанию статуса этого субъекта трудового права в рамках обособленной организации. Следует полагать, что узкая трактовка понятия трудового коллектива содержится и в термине «работники», уп ребляемом законодателем в ряде нормативных актов, принятых в последние годы. Анализ главы 8 ТК РФ «Участие работников в управлении  организацией» свидетельствует о том, что термин «работники» утпотребляется, как правило, в смысле «организованных работников» т. е. по своей сути речь идет о трудовом коллективе организации, при этом следует полагать, что проводимая в стране экономическая реформа внесла определенные коррективы в управление предприятиями, организациями. 

       Трудовые коллективы (организованные работники) выступают в качестве субъектов трудового права и при разрешении коллективных трудовых споров, включая забастовку (ст. 37 Конститу РФ, ст. 409—417 ТК РФ). В соответствии со ст. 410 ТК РФ реи ние об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного работинками на разрешение коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсоюзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации. Трудовой коллектив, таким образом,— это не случайное скопление людей или группировка их по какому-либо признаку, а целостное социально-трудовое объединение, обладающее организационным единством, общими органами управления, действующими в рамках конкретной организации, применяющей труд наемных работников. Будучи субъектом трудового права, трудовые коллективы дейст­вуют на уровне организации в целом, а также на уровне филиалов, представительств, цехов, производств, отделов и иных структур­ных подразделений. Типичной организационной формой деятель­ности этих коллективов является общее собрание (конференция). Для выполнения полномочий трудового коллектива в период ме­жду собраниями (конференциями) выбирается СТК — его основ­ной исполнительно-распорядительный орган. Трудовой коллектив как субъект трудового права, являясь сложным социально-трудовым образованием, с одной стороны, вбирает в себя особенности правового положения тех его органов и организаций, которые его составляют, а с другой — выступает качественно новым социально-правовым объединением со своим собственным специфическим статусом. Из этого вытекает важный вывод: от того, как трудятся работники, действуют органы и ор­ганизации, составляющие структуру трудового коллектива, как они взаимодействуют друг с другом, во многом зависит эффек­тивность деятельности коллектива в целом. Каковы же конкретные права трудового коллектива как субъ­екта трудового права, как они распределяются между его органа­ми и структурными элементами? Действующее законодательство России дает на эти вопросы определенный ответ. Трудовой кол­лектив независимо от его организационно-правовой формы ре­шает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового кол­лектива в соответствии с уставом предприятия; определяет пере­чень и порядок предоставления работникам предприятия соци­альных льгот из фондов трудового коллектива; определяет и ре­гулирует формы и условия деятельности на предприятии общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором. В связи с переходом страны к рыночной экономике, разгосу­дарствлением  и  приватизацией  предприятий  законодательство предусмотрело наделение отдельных видов трудовых коллективов рядом специфических полномочий. Так, трудовые коллективы государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства или местного органа государственной власти составляет более 50 процентов, вправе: рассматривать и утверждать совместно с учредителем предприятия изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия; совместно с учредителем определять условия контракта при найме руководителя; принимать решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия; принимать решение о создании на основе трудового коллектива товарищества для перехода на аренду или выкупа предприятия. На государственных и муниципальных предприятиях, а также предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного органа государственной власти составляет более 50 процентов полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом — СТК. Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем (предпринимателем), охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются законодательством РФ, а также уставом предприятия и коллективным договором. Указанные выше полномочия трудового коллектива, конечно не исчерпывают всего содержания его статуса. Здесь важно обозначить принципиальный подход к определению границ этих полномочий. Он заключается в том, что, во-первых, объем полномочий трудового коллектива предприятия не может быть шире объема полномочий самого предприятия; во-вторых, конкретные права трудового коллектива распределяются между его органами, и прежде всего между общим собранием (конференцией) и СТК; в-третьих, трудовой коллектив осуществляет свои полномочия  на началах самоуправления. Общее собрание (конференция), будучи высшим органом трудового коллектива, обладает в принципе адекватным с трудовым коллективом кругом полномочий. Однако на практике сфера деятельности общего собрания (конференции) обычно ограничивается осуществлением его исключительной компетенции. К ней относится: решение вопросов, связанных с выкупом имущества предприятия; принятие решения о заключении с администрацией предприятия коллективного договора, рассмотрение его проекта и наделение профсоюзного комитета либо других органов полномочием подписать его от имени трудового коллектива; избрание (отзыв) представителей в совет предприятия, заслушивание отчета об их деятельности; решение (при необходимости) вопроса об образовании СТК и определение его функций; избрание КТС; принятие решения об объявлении забастовки. Помимо указанных выше вопросов общее собрание (конференция) может рассмотреть любой вопрос, отнесенный к ведению трудового коллектива. Оно вправе уполномочить реализовать то или иное свое право (кроме вопросов исключительной компетенции) СТК. Общее собрание (конференция) трудового коллектива   предприятия созывается СТК по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Полномочия трудового коллектива в период между собраниями (конференциями), как уже отмечалось ранее, выпол­няет СТК. Это исполнительно-распорядительный орган, избирае­мый общим собранием (конференцией) тайным или открытым голосованием сроком на два-три года. Созыв собрания (конференции) трудового коллектива для избрания СТК производится обычно профкомом совместно с администрацией предприятия. Они же определяют нормы представительства делегатов на кон­ференцию. Собрание считается правомочным, если в нем участ­вует более половины общего числа членов коллектива, а конфе­ренция — не менее двух третей делегатов. Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство членов трудо­вого коллектива, присутствующих на собрании (большинство де­легатов конференции). Оповещение о сроках проведения собра­ния по выборам СТК рекомендуется проводить не позднее чем за 15 дней до выборов. В состав СТК избираются кандидаты, выдвинутые непосредст­венно на собрании (конференции) общественными организация­ми, коллективами структурных подразделений, администрацией предприятия, а также членами трудового коллектива. Обществен­ные организации, а также администрация могут предложить соб­ранию единый список кандидатов. Численность СТК определяет­ся общим собранием (конференцией) трудового коллектива. Она должна быть такой, чтобы обеспечить своевременное и качествен­ное решение задач, возлагаемых на СТК, но не более 30 человек. В СТК избираются рабочие, бригадиры, мастера, специалисты, представители администрации, общественных организаций. При этом представителей администрации не должно быть более чет­верти общего количества членов СТК. На очередных выборах состав СТК обновляется, как правило, не менее чем на треть. Из членов СТК на организационном заседании простым боль­шинством голосов избираются председатель, заместитель председа­теля и секретарь СТК. Председателями СТК не рекомендуется из­бирать руководителей предприятия и общественных организаций. Все члены СТК, включая председателя, выполняют свои обязанности на общественных началах. Если член СТК не оправдал оказан­ного ему доверия, он может быть выведен из состава на собрании (конференции) трудового коллектива. Предусматриваются гарантии деятельности членов СТК: они не могут быть уволены или подвергнуты другому дисциплинарному наказанию без согласия СТК. СТК государственных и муниципальных предприятий вправе: осуществлять контроль за выполнением решений общих собраний (конференций) трудового коллектива, реализацией критических за­даний и предложений работников, информировать трудовой коллектив об их  выполнении; заслушивать администрацию о ходе выполнения планов и договорных обязательств, результатах производственно-хозяйственной деятельности, намечать меры, способствующие  более эффективной работе  предприятия,  соблюдению принципа социальной справедливости; решать вопросы совершенствования управления и организационной структуры предприятия, обеспечения соответствия оплаты труда работников их личному вкладу и справедливого распределения социальных благ; принимать решения об использовании фондов развития производства, науки и техники, материального поощрения, социального развития, о направлении средств на строительство жилых домов, детских учреждений, столовых, улучшение условий и охраны труда, медицинского,  бытового и  культурного обслуживания рабочих и служащих, решать другие вопросы социального развития трудового коллектива; решать вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, соблюдения правил внутреннего распорядка, государственной, производственной и трудовой дисциплины на предприятии, намечать меры по ее улучшению; осуществлять контроль за предоставлением льгот и преимуществ новаторам, передовикам производства, ветеранам войны и труда за счет средств фондов материального поощрения и социального развития; заслушивать представления коллективов подразделений, вносить предложения о применении мер морального и материального поощрения за успехи в труде, рассматривать вопросы о представлении к государственным наградам; решать вопросы избрания СТК производств, це­хов, отделов, отделений, участков и других подразделений и определять их права и пределы полномочий (в пределах полномочи СТК предприятия); решать другие вопросы производственного и социального развития, если они не отнесены к компетенции собрания (конференции) трудового коллектива. СТК работает в тесном контакте с общественными организациями и их органами. Решения СТК, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для администрации и членов коллектива государственного и муниципального предприятия. При несогласии администрации предприятия с решением СТК спорный вопрос переносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. Следует особо отметить право трудового коллектива на ведение коллективных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ). В настоящее время в РФ действует Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г., которым право трудового коллектива на забастовку регламентируется вольно подробно. Право на забастовку предусмотрено и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., а также ст. 409 ТК РФ. Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора, и трудовой коллектив прибегает к ней в исключительных случаях. Решение о забастовке принимается на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства при наличии кворума не менее двух третей членов данного коллектива. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции). Здесь же избирается орган, который возглавит забастовку. Им может быть профком, стачком, СТК. При этом никто не может быть принуж­ден к участию или отказу от участия в забастовке. О начале забас­товки указанный выше орган должен предупредить администрацию (руководителя) организации не позднее чем за 10 календарных дней в письменной форме.  

6. Заключение.

       В условиях  современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деяльности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений — ФНПР, Соцпроф и др.— считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики. Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен законодательством, которое устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой — регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсо­юзных органов. Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнер­ства — цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации — от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.
СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024