WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 3:14 AM
| RSS
Главная Продолжение 3
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

7. Значение законов логики и теория возможных миров.

 

        Законы логики, подобно всем иным научным законам, являются универсальными и необходимыми. Они действуют всегда и везде, где для этого есть соответствующие условия. Всякий раз, когда имеются противоречащие друг другу утверждения, одно из них является ложным. Всегда, о чем бы ни шла речь и кто бы ни рассуждал, из истинности утверждения вытекает истинность его двойного отрицания. Так было во време­на Аристотеля, так обстоит дело сейчас и так будет всегда. Законы логики не просто универсальные истины, не имеющие исключений в силу какого-то случайного сте­чения обстоятельств. Они необходимые истины. Как таковые они вообще не могут иметь исключений, незави­симо от любых обстоятельств. Логическая необходимость, присущая этим законам, несомненно, в чем-то существенном отличается от фи­зической необходимости, характерной для обычных за­конов природы. Металлические стержни при нагревании удлиняют­ся — это закон природы. Он действителен в любой точ­ке вселенной и в любой момент времени. Он, кроме то­го, действует с необходимостью. Вещи в самой своей сущности, в своем глубинном устройстве таковы, что размеры металлических предметов увеличиваются при нагревании. Вместе с тем можно представить себе, что наш мир несколько изменился и притом так, что нагреваемые металлические стержни не только не удлиняются, но даже сокращаются. Нельзя, однако, вообразить себе такой мир, в котором стержни и удлинялись бы и вместе с тем не удлинялись. Логическая необходимость в каком-то смысле более настоятельна и непреложна, чем физическая. Невозмож­но даже представить, чтобы логически необходимое ста­ло иным. Если что-то противоречит законам природы и является физически невозможным, то никакой инженер, при любой его одаренности, не сумеет реализовать это. Но если нечто противоречит законам логики и является логически невозможным, то не только инженер, даже всемогущий бог — если бы он, конечно, существовал — не смог бы воплотить это в жизнь. В чем источник иепреложности логических законов? Как можно объяснить своеобразие необходимости, при­сущей им? Одним из наиболее известных объяснений является теория возможных миров. Ее связывают обычно с име­нем Г. Лейбница, хотя она сложилась в основных своих чертах до него. По идее Г. Лейбница, есть бесконечное множество миров, каждый из которых мог бы существо­вать. Действительный мир, в котором находимся мы сами, только один из этих возможных. Он, однако, наи­лучший из них, и именно поэтому бог, доброта которо­го беспредельна, сделал его существующим. Все, что только может случиться, случается и суще­ствует где-то в одном из бесконечного числа этих па­раллельных или альтернативных миров. В действительном мире металлические стержни, на­греваясь, расширяются. В каком-то из возможных ми­ров они не изменяют своей длины при нагревании, еще в одном они сокращаются при этом, а в каких-то еще мирах таких стержней вообще нет. В нашем мире Наполеон одержал победу при Аустер­лице и потерпел поражение при Ватерлоо. В некотором из возможных миров он проиграл первое из этих сра­жений и выиграл второе. В дальнейших мирах он вооб­ще не рождался, в каких-то еще — рождался, но ста­новился не солдатом, а сапожником и всю жизнь делал на своей Корсике башмаки. Теория возможных миров стала известной даже за пределами логики. Особенно часто обыгрывалась идея, что из бесчисленных миров наш самый лучший, хотя она является случайной для этой теории. Возможный мир — это всегда антимир в отношении какого-то другого мира. Американский   писатель   М.Рейнолдс     использовал идею   бесконечных   альтернативных   миров   в   фантасти­ческом рассказе  «Компания  «Последняя возможность». Герой этого рассказа захотел избавиться от своей жены. За   соответствующую  плату  специализировавшаяся    на таких делах компания выполнила его пожелание, причем способом, исключавшим какое бы то ни было преследо­вание со стороны закона. Она перенесла героя    в    тот из  бесконечного множества  миров, в  котором  не было не только его жены, но и самих следов ее существова­ния. В том числе и в памяти. Само собой разумеется, жена  по-прежнему  существовала  в  бесконечном    ряду других миров, поэтому закону придраться было    не   к чему. Автор этого рассказа ни слова не говорит о том, как удавалось компании «Последняя возможность» перебра­сывать своих клиентов из одного возможного мира в другой. Пожалуй это вообще не допускает сколько-нибудь правдоподобного объяснения    даже    в фантастическом рассказе. Ведь возможные миры — это только мыслимые ми­ры, они подобны тем вариантам вероятного и не очень вероятного хода событий, которые мы нередко переби­раем в своем уме, отыскивая тот единственный из них, который произойдет на самом деле. Или, в духе Г. Лейбница, это все те варианты жизни человека и мира, которые пронеслись перед мысленным взором бо­га, прежде чем он остановил свой выбор на наилучшем из них и сделал его существующим. Множество воз­можных миров — это просто бесконечное множество мыслимых возможностей, из которых только одна спо­собна реализоваться в действительности. Широко ис­пользуемые в современной логике «семантики возмож­ных миров» опираются на идею множества таких миров. Эти семантики являются стандартным средством для раскрытия значения модальных понятий, и в частности понятия логической необходимости. Истинное утверждение правильно описывает поло­жение дел в действительном мире. В другом возможном мире это же утверждение может оказаться ложным. В нашем мире снег бел и металлы расширяются при на­гревании. В каких-то мирах этого пет, и утверждения «Снег бел» и «Металлы расширяются при нагревании» являются ложными. Об этих утверждениях, истинных в действительном мире и способных быть ложными в ка­ком-то из возможных миров, говорят, что они случай­но истинны: они обязаны своей истинностью свое­образному устройству отдельного мира. Есть, однако, утверждения, истинные не только в реальном, по и во всех возможных мирах вообще. Они представляют собой необходимые истины; нет такого мира, в котором они не выполнялись бы и сопоставлением с которым их удалось бы опровергнуть. Например, как бы ни был устроен произвольно взятый мир, в нем либо идет дождь, либо дождя нет. В этом мире не может быть также ситуации, когда в одно и то же время и в одном и том же месте дождь идет и вме­сте с тем не идет. Это означает, что утверждения «Дождь идет либо не идет» и «Неверно, что дождь идет и не идет», являющиеся конкретизациями уже рассмат­ривавшихся законов исключенного третьего и противо­речия, представляют собой необходимые истины. Научные законы принадлежат к случайным истинам, поскольку относятся только к реальному миру. Они вер­ны для любых его пространственно-временных областей. Но их универсальность не простирается на иные воз­можные миры, где они   могут   оказываться   ложными. Истины же логики, ее законы являются   необходимыми истинами, справедливыми во всех мирах, включая, раз­умеется,  и действительный.  К    необходимым    истинам этого же рода нередко относят и законы    математики. Теория возможных миров — даже в этом    упрощен­ном и схематичном ее изложении — является хорошим средством для прояснения смысла логической необходи­мости. Один из принципов логики говорит, что если утверж­дение логически необходимо, то оно истинно. В терми­нах возможных миров это положение перефразируется так: если утверждение истинно в каждом из миров, оно истинно и в действительном мире. Очевидно, что это так, поскольку последний является одним из возможных миров. Сходным образом обосновываются и другие положе­ния, касающиеся свойств логической необходимости и раскрывающие ее содержание.

 

 

 

8. Заключение.

         Следование законам и принципам формальной логики — это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос. Однако то, на чем настаивает формально-логическая теория, — это всего лишь элементарная дисциплина мышления. Искусство правильно мыслить предполагает не только логи­ческую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоен­ность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументи­рованно отстаивать свои собственные убеждения и т.д. Логика настолько богата, что о ней можно говорить бесконеч­но. Знание законов и правил — одно из самых ценных наших зна­ний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно гонким в своем анализе. И нельзя упускать возможности углубить это зна­ние и усовершенствовать его практическое применение.


                                       

  9. Литература.

 

 

 

1. Иванов Е.А. Логика. Учеб. – М.: БЕК, 1998 – 309с.

 

    2. Ивин А.А. По законам логики. – М.: Мол. Гвардия, 1983. – 208с.

 

3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975

 

    4. Малахов В.П. Формальная логика. – М.: Академический проспект, 2001  – 384с.

 

5. Попович А.Н., Попович Г.В. Логика: В 2ч. – Волгоград: ВЮИ, 1998.

 

 

 

 

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024