7. Значение законов логики и теория возможных
миров.
Законы логики, подобно всем иным научным законам, являются
универсальными и необходимыми. Они действуют всегда и везде, где для этого есть
соответствующие условия. Всякий раз, когда имеются противоречащие друг другу
утверждения, одно из них является ложным. Всегда, о чем бы ни шла речь и кто бы ни рассуждал, из истинности утверждения
вытекает истинность его двойного отрицания.
Так было во времена Аристотеля, так
обстоит дело сейчас и так будет всегда. Законы логики не просто
универсальные истины, не имеющие исключений
в силу какого-то случайного стечения
обстоятельств. Они необходимые истины. Как таковые они вообще не могут иметь исключений, независимо от любых
обстоятельств. Логическая
необходимость, присущая этим законам, несомненно,
в чем-то существенном отличается от физической
необходимости, характерной для обычных законов природы. Металлические стержни при нагревании
удлиняются — это закон
природы. Он действителен в любой точке вселенной и в любой момент времени. Он,
кроме того, действует с
необходимостью. Вещи в самой своей сущности, в своем глубинном устройстве таковы, что размеры металлических предметов увеличиваются при нагревании. Вместе с тем можно представить себе, что наш мир несколько изменился и притом так, что
нагреваемые металлические
стержни не только не удлиняются, но даже сокращаются. Нельзя, однако, вообразить себе такой мир, в котором стержни и удлинялись бы
и вместе с тем не
удлинялись. Логическая
необходимость в каком-то смысле более настоятельна и непреложна, чем физическая. Невозможно даже представить, чтобы логически
необходимое стало иным. Если что-то
противоречит законам природы и является
физически невозможным, то никакой инженер, при любой его одаренности, не сумеет реализовать это. Но если нечто противоречит законам логики и
является логически невозможным, то не
только инженер, даже всемогущий бог —
если бы он, конечно, существовал — не
смог бы воплотить это в жизнь. В чем источник иепреложности логических законов? Как можно объяснить своеобразие
необходимости, присущей
им? Одним из наиболее
известных объяснений является теория возможных миров. Ее связывают обычно с именем Г. Лейбница, хотя она сложилась в
основных своих чертах до него. По идее Г. Лейбница, есть бесконечное множество
миров, каждый из которых мог бы существовать. Действительный мир, в котором находимся мы сами, только один из этих возможных. Он,
однако, наилучший из них,
и именно поэтому бог, доброта которого беспредельна, сделал его существующим. Все, что только может случиться,
случается и существует где-то в одном из
бесконечного числа этих параллельных или
альтернативных миров. В действительном мире металлические стержни, нагреваясь, расширяются. В каком-то из
возможных миров они не изменяют своей длины при нагревании, еще в одном они сокращаются при этом, а в
каких-то еще мирах таких
стержней вообще нет. В
нашем мире Наполеон одержал победу при Аустерлице и потерпел поражение при Ватерлоо. В некотором из
возможных миров он проиграл первое из этих сражений и выиграл второе. В
дальнейших мирах он вообще не рождался, в каких-то еще — рождался, но становился не солдатом, а сапожником и всю
жизнь делал на своей
Корсике башмаки. Теория
возможных миров стала известной даже за пределами логики. Особенно часто
обыгрывалась идея, что из
бесчисленных миров наш самый лучший, хотя она является случайной для этой теории. Возможный мир — это всегда антимир в
отношении какого-то
другого мира. Американский писатель
М.Рейнолдс использовал идею
бесконечных альтернативных миров
в фантастическом рассказе
«Компания «Последняя
возможность». Герой этого рассказа захотел избавиться от своей жены. За
соответствующую плату специализировавшаяся на таких
делах компания выполнила его пожелание, причем способом, исключавшим какое бы то ни было преследование со стороны закона. Она перенесла героя в
тот из бесконечного множества миров, в
котором не было не только его жены, но и самих следов ее
существования. В том числе и в
памяти. Само собой разумеется, жена по-прежнему
существовала в бесконечном
ряду других миров, поэтому
закону придраться было не к чему. Автор этого рассказа ни слова не говорит о том, как удавалось компании «Последняя
возможность» перебрасывать
своих клиентов из одного возможного мира в другой. Пожалуй это вообще не допускает сколько-нибудь правдоподобного объяснения даже
в фантастическом рассказе.
Ведь возможные миры — это только
мыслимые миры, они
подобны тем вариантам вероятного и не очень вероятного хода
событий, которые мы нередко перебираем в своем уме, отыскивая тот единственный из них, который произойдет на самом деле.
Или, в духе Г. Лейбница,
это все те варианты жизни человека и мира, которые пронеслись перед мысленным взором бога, прежде чем он остановил свой выбор
на наилучшем из них и
сделал его существующим. Множество возможных миров — это просто бесконечное множество мыслимых возможностей, из которых
только одна способна
реализоваться в действительности. Широко используемые в современной логике «семантики возможных миров» опираются на идею множества
таких миров. Эти семантики
являются стандартным средством для раскрытия значения модальных понятий, и в
частности понятия
логической необходимости. Истинное
утверждение правильно описывает положение дел в действительном мире. В другом возможном мире это же утверждение может оказаться
ложным. В нашем мире снег бел и металлы расширяются
при нагревании. В каких-то мирах этого пет,
и утверждения «Снег бел» и «Металлы
расширяются при нагревании» являются ложными. Об этих утверждениях, истинных в
действительном мире и способных быть ложными в каком-то из возможных
миров, говорят, что они случайно истинны: они обязаны своей истинностью своеобразному устройству отдельного мира.
Есть, однако, утверждения,
истинные не только в реальном, по и во всех
возможных мирах вообще. Они представляют
собой необходимые истины; нет такого
мира, в котором они не выполнялись бы и сопоставлением с которым их
удалось бы опровергнуть. Например, как бы ни
был устроен произвольно взятый мир, в
нем либо идет дождь, либо дождя нет. В этом мире не может быть также ситуации, когда в одно и то же время и в одном и том же месте дождь идет и вместе с тем не идет. Это означает, что утверждения «Дождь идет либо не идет» и «Неверно, что дождь
идет и не идет», являющиеся
конкретизациями уже рассматривавшихся
законов исключенного третьего и противоречия, представляют собой необходимые истины. Научные законы принадлежат к случайным
истинам, поскольку
относятся только к реальному миру. Они верны для любых его пространственно-временных областей. Но их универсальность не простирается
на иные возможные миры, где они могут оказываться
ложными. Истины же
логики, ее законы являются необходимыми
истинами, справедливыми во
всех мирах, включая, разумеется, и действительный. К
необходимым истинам этого же рода нередко относят и
законы математики. Теория возможных миров — даже в
этом упрощенном и схематичном ее изложении —
является хорошим средством
для прояснения смысла логической необходимости. Один из принципов логики говорит, что если утверждение логически необходимо, то оно
истинно. В терминах
возможных миров это положение перефразируется так:
если утверждение истинно в каждом из миров, оно истинно и в действительном мире. Очевидно, что это так, поскольку последний является одним из
возможных миров.
Сходным образом обосновываются и
другие положения, касающиеся
свойств логической необходимости и раскрывающие ее содержание.
8. Заключение.
Следование законам и принципам
формальной логики — это, конечно, безусловная предпосылка правильного и
эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос. Однако
то, на чем настаивает формально-логическая теория, — это всего лишь элементарная
дисциплина мышления. Искусство
правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и
многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность,
творчество и смелость,
критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на
предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права,
способность аргументированно
отстаивать свои собственные убеждения и т.д. Логика настолько богата, что о ней можно говорить
бесконечно. Знание законов и правил — одно из самых
ценных наших знаний. Оно
делает ум максимально точным и ювелирно гонким в своем анализе. И нельзя упускать возможности
углубить это знание и
усовершенствовать его практическое применение.
9. Литература.
1. Иванов Е.А. Логика. Учеб. –
М.: БЕК, 1998 – 309с.
2. Ивин А.А. По законам логики. – М.: Мол.
Гвардия, 1983. – 208с.
3. Кондаков Н.И. Логический
словарь-справочник. - М.: Наука, 1975
4. Малахов В.П. Формальная логика. – М.:
Академический проспект, 2001 – 384с.
5. Попович А.Н., Попович Г.В.
Логика: В 2ч. – Волгоград: ВЮИ, 1998.
|