WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 4:38 AM
| RSS
Главная Продолжение 1
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

3. Логические основы убедительности судебной речи.

 

      Судебный оратор должен быть не только хорошим спе­циалистом в области права, но и обладать высокой логичес­кой культурой, т. е. уметь мыслить правильно, логично и последовательно строить свое выступление, обосновывать выдвинутые положения, опровергать мнение оппонента, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать определенные выводы. Он должен грамотно использовать весь арсенал логических средств: понятий, суждений, умо­заключений, доказательств, опровержений и т. д. Очень важно знать и соблюдать основные законы мышле­ния, которые подразделяются на два типа: формально-логи­ческие законы и законы диалектической логики. Диалекти­ческая логика изучает общие закономерности развития объективного мира и познания. Формальная логика — это наука о законах и формах правильного мышления. В прак­тической деятельности следует соблюдать законы и прави­ла как диалектической, так и формальной логики. Логические законы имеют самостоятельное значение и действуют независимо от воли и желания людей в любом процессе познания. В них зафиксирован многовековой опыт общественно-производственной деятельности людей. Законы логики отражают закономерные процессы и явле­ния объективного мира. Выделяют четыре основных закона формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенно­го третьего, закон достаточного основания.

      Закон тождества. Этот закон формулируется следующим образом: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения дол­жна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержа­ние, т. е. быть тождественна самой себе». Это значит, что во время рассуждения недопустимо под­менять один предмет мысли другим, нельзя отождествлять различные мысли, тождественные мысли принимать за раз­личные. Каждое понятие, суждение должны употребляться в одном и том же, определенном смысле и сохранять его в ходе всего рассуждения. Например, речь идет о низком качестве выполненной работы одного из сотрудников. Не­которые коллеги, защищая товарища, начинают говорить о его трудолюбии, скромности, сердечности, т. е, подменяют предмет обсуждения. Но ведь и добросовестный сотрудник мог выполнить работу непрофессионально вследствие не­достаточной компетентности. Это вовсе не означает, что лицо, предмет, событие, яв­ление нельзя характеризовать всесторонне, описывать раз­ные его признаки, т. е. говорить о качестве работы, о достоинствах сотрудника и т. д. Но в каждом конкретном рассуждении предмет мысли должен оставаться неизмен­ным. Закон тождества требует в любом рассуждении опреде­ленности мысли. Он направлен против расплывчатости, беспредметности суждений. Нередко, когда замечают, что, обсуждая какой-либо вопрос, говорящие имеют в виду раз­ные предметы или различные стороны одного и того же предмета и поэтому не могут прийти к единому выводу, используют поговорку Один про Фому, другой про Ерему. Нарушение закона тождества проявляется тогда, когда кто-либо из участников разговора сознательно подменяет один вопрос обсуждения другим или непроизвольно теря­ет его в ходе обсуждения. Несоблюдение этого закона связано также с неопределенностью понятий, употребляемых участниками разгово­ра. Случается, что в ходе рассуждения в различные по смыс­лу понятия вкладывают тождественное содержание и, наоборот, в одно и то же понятие вкладывают разное содер­жание. Это приводит к двусмысленности высказывания, к взаимному непониманию. Вот что писал по этому поводу Аристотель: «Несомненно, что те, кто намерен участвовать друг с другом в разговоре, должны сколько-нибудь пони­мать друг Друга. Если этого не происходит, какое будет воз­можно у них друг с другом участие в разговоре? Поэтому каждое из имен должно быть понятно и говорить о чем-нибудь, при этом — не о нескольких вещах, но только об одной; если же у него несколько значений, то надо разъяс­нить, какое из них (в нашем случае) имеется в виду. Следовательно, если кто говорит, это вот есть и вместе его нет, он отрицает то, что утверждает, так что по его словам выходит, что имея не имеет того значения, которое оно имеет: а это невозможно». Анекдотичные случаи из судебной практики, связанные, с нарушением закона тождества, приводит С. Л. Ария в сво­ей книге «Мозаика». Так адвокат Г. Падва рассказывал, что во время работы его в Калининской области он вел граж­данское дело в районном суде. Выступая, он то и дело го­ворил: «Противная сторона то, противная сторона се ...». Пожилой судья сделал ему замечание: — Ну, что Вы все — «противная сторона, противная сто­рона». Для суда, например, обе стороны одинаково против­ные... В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой зафиксированы два омонима — против­ный 1 и противный 2. Противный 1 имеет два значения: 1. То же, что противо­положный. На противном берегу.

2. Враждебный по инте­ресам, противоречивый. Противные стороны.

Противный 2 означает «очень неприятный», например, противный запах. 17-томный «Словарь современного русского литератур­ного языка» объясняет значение сочетания противная сто­рона следующим образом: «Лица, являющиеся участниками судебного процесса, отстаивающие интересы, противопо­ложные интересам другой стороны, участвующей в этом процессе». Именно в этом значении и употреблял адвокат Г. Падва сочетание «противная сторона». А вот что имел в виду судья, сказать трудно. Другой пример. У известной виолончелистки Н. Г. аре­стовали и осудили бывшего мужа — с конфискацией иму­щества. Во исполнение приговора описали его дачу в Пе­ределкино и все, что на ней было. По ее поручению адвокат С. Л. Ария занимался иском об освобождении от ареста ча­сти дачи и находившихся там ее вещей, в том числе и фортепиано. В начале процесса прокурор высказался относи­тельно претензий на фортепиано: «— При чем здесь репетиции? Для них нужно пианино, ну — рояль. Но фортепиано? Это уже перебор, это инструмент только для сцены. Предмет роскоши. Нет, с иском в этой ча­сти нельзя согласиться». Попытки адвоката внести ясность в вопрос прокурор категорически отверг. Поэтому допрос свидетеля С. Нейгауза адвокат пытается использовать еще и для переубеждения прокурора: «— Свидетель, где и кем вы работаете? Я работаю в Московской консерватории, профессор кафедры фортепиано. В таком случае поясните нам, какая разница между ро­ялем и пианино, с одной стороны, и фортепиано, с другой.   Фортепиано — это класс струнно-клавишных инструментов. В него входят и рояли и пианино. Эти инструменты тоже фортепиано. Неверно. Ничего подобного, — заявляет прокурор.
Нейгауз смущенно молчит».

       Закон противоречия. Следующий закон логики — закон противоречия — звучит так: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно ис­тинными». Этот закон называют также законом непротиво­речия или законом запрета противоречия. По дошедшим до нас сведениям, впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Закон противоречия он счи­тал основным принципом мышления. Правильное умозак­лючение, подчеркивал великий мыслитель, должно быть свободно прежде всего от противоречия самому себе. В сво­ей работе «Метафизика» он писал, что невозможно, чтобы «одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». Закон противоречия запрещает считать одновременно истинным два противоречивых высказывания только при определенных условиях. Какие же это условия? Прежде всего речь должна идти об одном и том же предмете. Высказывание должно относиться к одному и тому же време­ни. И наконец, в утверждении и отрицании предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении. Многим хорошо знаком образ фольклорного мудреца и острослова Ходжи Насреддина. Немало анекдотов рассказывается о его изворотливом уме. Вот один из них. В самый солнцепек Ходжа Насреддин вернулся домой и попросил жену принести миску простокваши. «Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» — сказал он. Жена отвечала: «Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!» Ее слова не смутили Насреддина: «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Стран­ный ты человек, — промолвила жена, — то у тебя просток­ваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений пра­вильно?» Ходжа Насреддин ответил: «Если она есть дома, правильно первое, если нет— правильно второе». Выска­зывая противоположные суждения о простокваше, он уточ­няет условие, при котором оба высказывания являются вер­ными. Закон противоречия не отрицает реальных противоре­чий, существующих в объективной действительности и в нашем сознании. Поэтому очень важно уметь различать два рода противоречий: противоречие в природе и обществе и противоречие в рассуждениях. Первое противоречие служит внутренним источником развития предметов и явлений объективного мира. Логическое противоречие — следствие нарушения норм правильного мышления. Формальная ло­гика, не отрицая реальных противоречий, требует, чтобы и о противоречивых явлениях мыслили непротиворечиво, ло­гически правильно. Знание закона противоречия помогает быть последова­тельным в мышлении, в изложении своей точки зрения, позволяет избежать двусмысленности, логической противоречивости при анализе фактов, событий, явлений, при оценке доказательств и т. д. Логическое противоречие недопустимо в речи судебно­го оратора. Он должен последовательно отстаивать выска­занную точку зрения. Вряд ли может вызвать доверие у суда выступающий, который путается, высказывает противопо­ложные мнения по одному и тому же вопросу. Важно уметь выявить противоречия в рассуждениях процессуального противника. Если логическое противоречие замечено, следует обра­тить на него внимание оппонента и всех присутствующих. Это позволит показать несостоятельность позиции против­ника. Так, герой одного из произведений французского философа-материалиста 18 в. Л.-М. Дешана, обнаружив противоречия в рассуждениях своего собеседника, указы­вает на них: «Кстати, о логике: вы постоянно говорите, что я в логике силен, что логика в моем сочинении великолепна, но, на ваш взгляд, основной мой принцип ложен. Из этого я делаю вы­вод, что вам ни одно слово во всем моем труде не должно представляться правильным, ибо если основной принцип его ложен, а все выводится силою моей логики из этого принци­па, то все в моем труде поневоле должно быть ложным. Тем не менее, по вашему собственному признанию, там встреча­ется много истин, с которыми вы соглашаетесь». Действительно, суждения «основной принцип данного труда ложек» и «многие истины этого же труда правильны» противоречат друг другу, так как все истины в этом труде выводятся из основного принципа. Следует иметь в виду, что за логическое противоречие выдают порой противоречие объективной действительно­сти и обвиняют противника в непоследовательности, в на­рушении законов формальной логики. Иногда пытаются приписать своему оппоненту противоречие в высказывани­ях, чтобы затем критиковать его за это и опровергнуть вы­сказанное мнение. Однако противоречие может быть кажу­щимся и ссылка на него дает возможность оппоненту с еще большей силой отстаивать свои убеждения.

      Закон исключенного третьего. Против непоследователь­ности, противоречивости наших рассуждений направлен и закон исключенного третьего. Формулировка этого закона такова: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Этот закон, как и предыдущие, был сформулирован Ари­стотелем. Знаменитый Стагирит выразил закон исключен­ного третьего так: «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а от­носительно чего-то одного необходимо, что бы то ни было, одно либо утверждать, либо отрицать». Как видно из определения, этот закон распространяет­ся только на определенную группу суждений — противоре­чащих. В логике противоречащими называются такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете от­рицается, поэтому они не могут быть оба истинными или оба ложными. Вот простой пример противоречащих суждений: «Это свидетель» — «Это не свидетель». Одно суждение что-то утверждает, другое — отрицает, третьего суждения между ними нет. И естественно, по отношению к какому-то человеку одно из этих суждений истинно, дру­гое ложно. В приведенном ниже диалоге из комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» один из героев произносит фразу, которая про­тиворечит закону исключенного третьего. Напомним, что разговор происходит после того, как герой комедии Иван Кузьмич Подколесин перед приходом своей невесты вы­прыгнул в окно, сел на извозчика и укатил:

«Агафья Тихоновна. Фекла, куда ушел Иван Кузьмич?

Голос Феклы. Да он там.

Агафья Тихоновна. Да где же там?

Фекла (входя). Да ведь он тут сидел, в комнате.

Агафья  Тихоновна. Да ведь нет его, ты видишь.

Фекла. Ну да уж из комнаты он тоже не выходил, я си­дела в прихожей.

Агафья Тихоновна. Да где же он?

Фекла. Я уж не знаю где; не вышел ли на другой выход, по черной лесенке, или не сидит ли в комнате Арины Пантелеймоновны.

Агафья   Тихоновна. Тетушка! Тетушка!

Арина Пантелеймоновна (разодетая). А что та­кое?

Агафья Тихоновна.  Иван Кузьмич у вас?

Арина Пантелеймоновна. Нет, он тут должен быть, ко мне не заходил.

Фекла. Ну, так и в прихожей тоже не был; ведь я сидела.

Агафья Тихоновна. Ну, так и здесь же нет его, вы ви­дите.

Кочкарев. А что такое?

Агафья  Тихоновна. Да Ивана Кузьмича нет.

Кочкарев. Как нет? Ушел?

Агафья  Тихоновна. Нет, и не ушел даже.

Кочкарев. Как же, и нет и не ушел?»

        Понятно, что суждения «и нет» и «не ушел» (т. е. не уда­лился) сразу вместе не могут быть ни ложными, ни истин­ными: если ложно «и нет», то «не ушел» истинно. Закон исключенного третьего, как и закон противоре­чия, требует последовательности и непротиворечивости мышления. Нарушение его приводит к логическому проти­воречию в высказываниях, что препятствует эффективному обсуждению вопросов и принятию правильного реше­ния. Этот закон обязывает выбирать по принципу «или — или», заставляет давать четкие, определенные ответы на альтернативные вопросы. Закон исключенного третьего, правда, не указывает, ка­кое именно из данных суждений истинно, но он очерчива­ет рамки поиска истины. Она заключается в одном из про­тиворечащих друг другу высказываний. Важное значение закон исключенного третьего имеет в юридической практике, в процессе судебного разбиратель­ства. Судебному оратору постоянно приходится отстаивать одно из альтернативных положений: виновен или не вино­вен подсудимый в совершении преступления; есть ли в дей­ствиях подозреваемого состав преступления или нет; призна­ет он себя виновным или не признает; нанесен в результате преступления материальный ущерб или не нанесен; были ли у преступника сообщники или нет и т. п.

       Закон достаточного основания. Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным, обосно­ванным. Этого требует закон достаточного основания, ко­торый гласит: «Всякая правильная мысль должна быть обо­снована другими мыслями, истинность которых доказана». Этот закон был сформулирован выдающимся немецким мыслителем Лейбницем. Он выразил его в виде следующе­го принципа: «Все существующее имеет достаточное осно­вание для своего существования». Закон достаточного основания отражает важнейшую осо­бенность окружающего нас мира. В природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим материальным развитием. Более 200 лет назад М. В. Ломоно­сов в одной из своих работ подчеркивал: «Ничто не проис­ходит без достаточного основания». А раз в мире нет бес­причинных явлений, то и наше мышление может что-либо утверждать или отрицать о предметах и явлениях объектив­ной действительности только в том случае, если эти утвер­ждения или отрицания обоснованы. Закон достаточного основания не допускает голослов­ных и декларативных утверждений, необоснованных выво­дов, требует убедительного подтверждения выдвинутых положений. Особую значимость этот закон приобретает в юридичес­кой практике. Например, если выдвигается обвинение про­тив какого-либо лица, то следует привести убедительные доказательства, подтверждающие его виновность. Адвокат, защищая своего клиента, тоже обязан обосновать свою по­зицию. Приговор или решение, суда должны быть мотивированными, т. е. обоснованными, это является важней­шим принципом процессуального права. На закон достаточного основания опирается одна из важнейших логических операций — доказательство. В ло­гике доказательство — это обоснование истинности како­го-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже установлена. Аристотель говорил, что люди тогда всего более убежда­ются, когда им представляется, что что-либо доказано. Уме­ние доказывать он считал самой характерной чертой челове­ка. «...Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, — писал он в «Риторике», — так как пользование сло­вом более свойственно человеческой природе, чем пользо­вание телом». Всякое логическое доказательство включает три взаимосвя­занных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, до­воды (положения, с помощью которых обосновывается те­зис), демонстрация, или форма, способ доказательства (ло­гическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса). К логическим аргументам относятся следующие сужде­ния:

- теоретические или эмпирические обобщения и выво­ды;

- ранее доказанные законы науки;

- аксиомы и постулаты;

- определения основных понятий конкретной области знаний;

- утверждения о фактах и др.

      Различают доказательство прямое и косвенное. При пря­мом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса по­средством опровержения противоречащего положения — антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истиннос­ти тезиса. К прямому и косвенному доказательствам нередко прибе­гают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса. При построении логического доказательства необходи­мо знать и соблюдать ряд правил. Правила тезиса:

   1) тезис должен быть истинным, т. е. соответствовать объективной действительности, в противном случае никакое доказательство его не сможет обосновать;

   2)   тезис должен быть суждением ясным и точно определен­ным, четко сформулированным;

   3) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;

   4) тезис не дол­жен содержать в себе логического противоречия.

Правила аргументов:

   1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;

   2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;

   3)   аргументы должны быть достаточными для данного те­зиса;

   4) аргументы не должны противоречить друг другу.

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024