4. Причины преступности.
Человеку свойственно доискиваться ответов на коренные вопросы бытия: где начало
жизни? в чем ее смысл? Иногда ему кажется, что он приблизился к разгадке. Тогда
возникают оптимистические теории и
дерзновенные проекты. Согласно этим теориям в природе действуют объективные закономерности,
одна из которых причинная.
Человеку надо стать мудрее для их познания. Дело трудное, но возможное. Демокрит, согласно
легенде, готов был променять все богатство мира на познание одной-единственной
причинной связи.
Следовательно, не существует принципиальных запретов на познание причин
преступности. В. Ленин полагал, что коренная причина преступности связана с эксплуатацией масс,
их нуждой и нищетой.
Согласно ему преступность в социалистическом обществе должна была затухать, а в коммунистическом
исчезнуть. Человечество неоднократно обольщалось
различными проектами, имевшими целью установление Царства Божьего на Земле. Надежды сменялись разочарованиями. В
результате появлялись взгляды, согласно которым человеку не дано проникнуть в
суть явлений не потому, что он глуп, а потому, что окружающий его мир хаотичен. Чтобы как-то ориентироваться
в этом мире, человеку
приходится выстраивать события и явления в определенной последовательности. Но этот строй
является следствием мышления,
а отнюдь не отражением окружающей действительности. Мир вокруг человека хаотичен и
многообразен настолько, что делает несостоятельными какие бы то ни было попытки вычленить обстоятельства, которым молено было бы
приписать статус причины.
Согласно этим взглядам,
бессмысленно доискиваться причин преступности. Наше дело удержать ее в «нормальных» границах. Американский криминолог Т. Селлин
заявил, что «наука отказалась
от концепции причинности и обращается к ней только для обозначения функционального
взаимоотношения между определенными элементами или фактами». У тех, кто предлагает отказаться от поиска причин преступности, есть веский аргумент: никто из
криминологов не может заявить,
что отыскал, наконец-то, причину преступности. События последних лет отняли
это право у советских криминологов, которые были уверены, что ближе других приблизились к истине. Однако в пику можно привести другой
аргумент. Никто из криминологов,
даже те, кто предлагает отказаться от поиска причин, не отрицает того факта,
что преступность меняется. Следовательно, имеются причины изменений. Тогда
почему отсутствует причина
появления, т.е. того самого первого изменения, когда совершилось первое преступление? Она
есть. Другое дело, что ее не
так-то просто отыскать. В то же время в самом факте поиска заложена реальная возможность находки.
Ведь человек ищет только то, что знает или о чем имеет представление. Иначе что
искать? Под причиной понимается явление (или
совокупность явлений),
которое порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие. В сфере
общественных отношений от причины к следствию переносится информация или психофизическая энергия.
Взаимодействие «причина —
следствие» зависит от условий, т.е. совокупности обстоятельств, которые образуют как бы его среду, сопутствуют ему и обеспечивают ему развитие. Оно
реализуется при достаточной совокупности необходимых условий. Причина порождает следствие, условие этому
способствует, но речь всегда идет об
их совместном действии. Совместность действия породила проблему, вокруг которой вспыхнула полемика. Что считать
причиной, а что условием? Было
высказано, в частности, такое мнение: «Причинами преступности в широком смысле этого слова
можно считать все те обстоятельства,
без которых она не могла бы возникнуть и может существовать. Но не все эти обстоятельства играют
одинаковую роль. Одни из
них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают
эту возможность в действительность.
Поэтому первые следует рассматривать как условия, а вторые как причины... Причинами преступности
являются, как и вообще
причиной, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование.
Причины конкретного преступления
— это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его
совершения». Мнение бесспорное. Но какова его
практическая ценность? Можно ли создать
перечень обстоятельств, одни из которых заведомо относятся к причинам, а другие — к условиям? Развитие криминологии показало, что
такой перечень составить
невозможно. В каждом конкретном криминологическом исследовании надо заново решать эту
задачу, ибо в одном случае причиной становится
то, что в другом было условием, и наоборот. Философское
различие между причиной и условием является всего лишь общим критерием, которым надо пользоваться в конкретных криминологических исследованиях. Поэтому
было предложено следующее: комплексы
причин и условий, совместное действие
которых вызывает следствие — преступность, называть криминологическими (или криминогенными)
детерминантами. Детерминировать
значит определить. Это понятие шире, нежели причина или условие, так как
включает то и другое. В то же время оно нейтрально. В этом слове не слышны
отголоски бурных споров о том, что
есть причина, а что — условие, которые мешают оппонентам воспринимать его однозначно. В науке нередко прибегают к
такому разрешению спора: дискуссию как бы откладывают до лучших времен, когда накопленные знания помогут прийти к общему мнению или покажут, что
проблема носит чисто умозрительный
характер, а в каждом конкретном случае исследователь обязан осуществлять
различие причин и условий на основе
собранных данных и с помощью философских понятий причины и условия. Поэтому в обиходе отечественные криминологи пользуются словом причины, детерминанты,
факторы, воспринимая их как равнозначные, но не упуская из виду их
понятийного различия. Другая дискуссия, итоги которой не
подведены доныне, связана
с так называемыми специфическими причинами преступности. Ее сторонники полагают, что из
комплекса детерминантов все-таки можно и нужно выделить те, которые определяют именно преступность. Устремления
апологетов специфической причины преступности понятны: наука должна стремиться к максимальной конкретизации,
ибо конкретность — необходимое условие эффективной реализации научных рекомендаций. Их желание тем более понятно, что
отечественные криминологи в преобладающем большинстве считают объектом криминологического
исследования преступность. Они
выделяют ее из ряда других аномальных явлений. Следовательно, надо выделить и причины. Противники доктрины специфических
причин преступности утверждают,
что преступность, наряду с иными формами социальной патологии, имеет общие социальные причины,
таящиеся в сложной
иерархии противоречий общественного развития: противоречий между универсальностью
человеческой деятельности и
ее социальной формой (так, например, «вьетнамский синдром» отозвался алкоголизмом, наркоманией,
преступностью, психическими заболеваниями среди ветеранов вьетнамской войны в
США. Те же черты у «афганского синдрома» в России. Но североамериканские
индейцы, воевавшие во Вьетнаме, не утратили душевного покоя, ибо по возвращению на родину
прошли обряд очищения, после
которого, согласно их поверью, погибшие не тревожат живых); между совокупностью реальных людей с их личностными
особенностями, задатками, способностями и
социальной структурой общества (так, например, в СССР, который называл себя государством рабочих и крестьян, никто не хотел быть
ни крестьянином, ни рабочим. Неудача
при поступлении в высшее учебное заведение
рассматривалась многими абитуриентами в качестве краха жизнеобразующей цели, что служило причиной самых различных актов
социального отклонения в поведении вплоть до совершения преступлений); между социально сформированными потребностями и социально обусловленными
возможностями их удовлетворения
(нынешняя ситуация в России ориентирует граждан на обогащение. Колоссальные состояния наживаются в одночасье. Очень
немногие становятся нуворишами законным путем. Но очень многие избирают противоправные средства: мошенничество,
вымогательство и проч. Неудачники пытаются «забыться» не только с помощью алкоголя). Словом, все эти общие причины могут
порождать и преступность, и пьянство, и наркоманию, и самоубийства, и вандализм. Одно время советские криминологи
называли все другие, кроме
преступности, формы отклоняющегося поведения или предпреступным поведением, так как многие
преступники начинали свою
«карьеру» с различного рода правонарушений, пьянства, употребления наркотиков, или фоновыми
явлениями, так как
служили своеобразным фоном для преступности. Впоследствии их объединили в понятие
«отклоняющегося поведения», что соответствует понятию «девиантное поведение», которое употребляется западными
исследователями. Отклоняющееся поведение — это объективно существующее социальное явление, выражающееся в деятельности человека,
которая не соответствует
принятым в обществе нормам поведения и имеет единую детерминацию. Что касается
допреступного (предпреступного, фонового) поведения, то оно образуется из такой формы (или форм в сочетании) социального
отклонения, интенсивное развитие которой имеет тенденцию перерасти в преступление. Были проведены углубленные эмпирические и
теоретические изыскания, где объектом исследования выступало отклоняющееся поведение в целом, т.е. включающее в себя
все виды и формы отклонений
от социальной нормы, включая и преступное поведение. Сама возможность объединения различных форм отклоняющегося поведения в одном объекте
исследования свидетельствует об их родстве. Объединение возможно не только
потому, что все они
осуждаются моралью и правом, но еще и потому, что имеют общее происхождение. Теория
отклоняющегося поведения итог очевидного:
нельзя успешно противостоять преступности, оставив
без внимания другие формы отклоняющегося поведения. Преступность не имеет ни авангарда, ни арьергарда.
Она сама органичная часть
девиантного поведения. Ее нельзя назвать даже самой опасной, так как
преступника можно исправить, а самоубийцу
уже никогда не вернуть к жизни. Поэтому с преступностью можно и нужно бороться, только имея в виду ее
связь с другими формами отклоняющегося
поведения. В
связи с отклоняющимся поведением возникла проблема: считать ли его объектом криминологического
исследования? Была принята
точка зрения, согласно которой непреступное асоциальное поведение интересует криминологов постольку, поскольку
оно связано с преступностью. Позиция сторонников специфических
причин преступности не согласуется
с некоторыми конкретными наблюдениями. Так, в местах лишения свободы складывается неформальный нормативный
порядок — «тюремный закон», который понуждает заключенных к противодействию требованиям
администрации, т.е. к правонарушениям
и, в том числе, к преступлениям. Очевидно, что этот порядок, который противоречит не только уголовному
закону, но, будучи
закрепленным в тюремных традициях, нравах, привычках, противоречит идеологии и
социальной психологии общества.
Иными словами, тюремный закон и есть проявление той самой специфической причины
преступности. Однако подавляющее большинство заключенных считают «свой» закон
справедливым, а в
официальных предписаниях склонны усматривать насилие над собой и своим общежитием. Они не усматривают в своих правилах поведения никакой специфики. Более того,
беспристрастное исследование
показывает, что в закрытых учреждениях,
к которым относятся не только места лишения свободы, правила поведения могут быть только такими, какие они
есть. Они не специфичны, а естественны
для изолированных от общества людей.
Следовательно, специфику, своеобразие приписывает им внешний наблюдатель,
который оценивает правила поведения заключенных
со своей позиции. Но ведь причина должна носить объективный, не зависящий от взглядов исследователя характер.
В то же время далеко не все заключенные склонны
действовать в соответствии с требованиями
«своих» законов, хотя, казалось бы, им
легко идти наперекор: ведь они уже переступили через официальный закон, им не впервой идти по своей,
пусть и кривой дорожке. Однако
преобладающее число заключенных предпочитает жертвовать групповым представлением о справедливости своих,
«тюремных законов» и выбирает подчинение официальному, хотя видит в нем насилие. Только малая толика остается верной
групповым идеалам. В основе выбора лежит свобода. Одни ради нее готовы пожертвовать групповыми идеалами.
Другие выбирают идеалы, но становятся
постоянными сидельцами. Выбор дается нелегко тем и другим. Но именно он как бы
отсекает влияние на человека одних
обстоятельств внешнего мира и притягивает
воздействие других. У
человека всегда есть выбор. Именно он заставляет причинность в социальной жизни быть статистической. Причинность
выявляется и проявляется только на фоне
массовых действий и взаимодействий.
Кроме того, она многоуровневая, т.е. действует на уровне общества, его
отдельных слоев, групп, а также на уровне индивида. И вряд ли можно согласиться с тем, что социальная причина
становится специфической причиной преступности только по мере приближения к индивиду, воплотившись в традициях, нравах, привычках, которые поддерживаются в
непосредственном, внутригрупповом
общении. Нет, человек ориентируется в своем
поведении не только на то, что находится вблизи, в его окружении. Так,
Генрих Шлиман известен человечеству тем, что доказал существование Трои. Всю свою жизнь он мечтал о том моменте, когда докопается до легендарного города. А
началось все с того,
что, будучи мальчишкой, он услышал в грязном трактире, как спившийся актер читает «Илиаду»
Гомера. Красота незнакомого
языка потрясла его. Впоследствии он разбогател и все свои огромные капиталы потратил на поиски. Так бытовой эпизод
предопределил дело жизни. Альбер Камю,
писатель, философ, лауреат Нобелевской
премии, будучи больным раком легких, вновь закурил, когда услыхал об
испытании водородной бомбы. Собственная жизнь
показалась ему ничтожной на фоне страшной угрозы человечеству. Так событие мирового значения повлияло
на бытовое поведение. Герострат, как известно, поджег храм Артемиды, одно из семи чудес света, чтобы прославиться. Вряд ли
это преступление было результатом действия специфической причины, а именно — результатом действия привычек, нравов,
которые имели место в
непосредственном окружении Герострата. Поэтому нельзя относить к причинам индивидуального акта поведения
только явления и события
социально-психологического характера.
Тем более трудно доказать, что
только они являются причинами преступности
как социального явления. Признание неспецифичности причин у такого специфического явления, как преступность, не
содержит противоречия. Криминологам
важно знать, что те или другие обстоятельства порождают ряд негативных следствий, включая
и преступность. Устранение
или нейтрализация этих обстоятельств с неизбежностью повлечет уничтожение преступности и, одновременно,
снижение уровня
других нежелательных последствий. Что же касается выделения преступлений в отдельный от других форм отклоняющегося поведения
объект исследования и появления специальной науки, которая изучает этот
объект, то это вызвано
отношением общества к преступности. Общество того времени, когда появилась криминология,
полагало преступность наиболее опасной формой отклонения в поведении. Оно еще
не столкнулось с
алкоголизмом, наркоманией в таких масштабах, какие присущи современным цивилизованным
странам. Добровольное лишение
жизни осуждалось религией. Со
временем общество пришло к мысли об опасности не только преступности, но и других форм
отклоняющегося поведения. Потребность
в устранении этих форм поведения из жизни общества подтолкнула к появлению науки, которая изучает все
формы отклоняющегося
поведения. Не исключено, что со временем эта наука поглотит криминологию, сделает ее одной из своих
частей.
|