WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 4:37 AM
| RSS
Главная Продолжение 1
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

4. Причины преступности.

 

       Человеку свойственно доискиваться ответов на коренные вопросы бытия: где начало жизни? в чем ее смысл? Иногда ему кажется, что он приблизился к разгадке. Тогда возникают оптимистические теории и дерзновенные проекты. Согласно этим теориям в природе действуют объективные закономерности, одна из которых при­чинная. Человеку надо стать мудрее для их познания. Дело труд­ное, но возможное. Демокрит, согласно легенде, готов был проме­нять все богатство мира на познание одной-единственной причин­ной связи. Следовательно, не существует принципиальных запре­тов на познание причин преступности. В. Ленин полагал, что ко­ренная причина преступности связана с эксплуатацией масс, их нуждой и нищетой. Согласно ему преступность в социалистичес­ком обществе должна была затухать, а в коммунистическом ис­чезнуть. Человечество неоднократно обольщалось различными проектами, имевшими целью установление Царства Божьего на Земле. Надежды сменялись разочарованиями. В результате появлялись взгляды, согласно которым человеку не дано проникнуть в суть явлений не потому, что он глуп, а потому, что окружающий его мир хаотичен. Чтобы как-то ориентироваться в этом мире, чело­веку приходится выстраивать события и явления в определенной последовательности. Но этот строй является следствием мышле­ния, а отнюдь не отражением окружающей действительности. Мир вокруг человека хаотичен и многообразен настолько, что де­лает несостоятельными какие бы то ни было попытки вычленить обстоятельства, которым молено было бы приписать статус при­чины. Согласно этим взглядам, бессмысленно доискиваться причин преступности. Наше дело удержать ее в «нормальных» границах. Американский криминолог Т. Селлин заявил, что «наука отказа­лась от концепции причинности и обращается к ней только для обозначения функционального взаимоотношения между опреде­ленными элементами или фактами». У тех, кто предлагает отказаться от поиска причин преступности, есть веский аргумент: никто из криминологов не может заявить, что отыскал, наконец-то, причину преступности. Собы­тия последних лет отняли это право у советских криминологов, которые были уверены, что ближе других приблизились к истине. Однако в пику можно привести другой аргумент. Никто из кри­минологов, даже те, кто предлагает отказаться от поиска причин, не отрицает того факта, что преступность меняется. Следователь­но, имеются причины изменений. Тогда почему отсутствует при­чина появления, т.е. того самого первого изменения, когда со­вершилось первое преступление? Она есть. Другое дело, что ее не так-то просто отыскать. В то же время в самом факте поиска заложена реальная возможность находки. Ведь человек ищет только то, что знает или о чем имеет представление. Иначе что искать? Под причиной понимается явление (или совокупность явле­ний), которое порождает, производит другое явление, рассматри­ваемое как следствие. В сфере общественных отношений от при­чины к следствию переносится информация или психофизическая энергия. Взаимодействие «причина — следствие» зависит от условий, т.е. совокупности обстоятельств, которые образуют как бы его среду, сопутствуют ему и обеспечивают ему развитие. Оно реали­зуется при достаточной совокупности необходимых условий. При­чина порождает следствие, условие этому способствует, но речь всегда идет об их совместном действии. Совместность действия породила проблему, вокруг которой вспыхнула полемика. Что считать причиной, а что условием? Было высказано, в частности, такое мнение: «Причинами пре­ступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и мо­жет существовать. Но не все эти обстоятельства играют одина­ковую роль. Одни из них создают лишь реальную возможность преступных мотивов, а другие превращают эту возможность в действительность. Поэтому первые следует рассматривать как ус­ловия, а вторые как причины... Причинами преступности явля­ются, как и вообще причиной, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления — это, таким образом, те активные силы, кото­рые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его соверше­ния». Мнение бесспорное. Но какова его практическая ценность? Можно ли создать перечень обстоятельств, одни из которых за­ведомо относятся к причинам, а другие — к условиям? Развитие криминологии показало, что такой перечень соста­вить невозможно. В каждом конкретном криминологическом ис­следовании надо заново решать эту задачу, ибо в одном случае причиной становится то, что в другом было условием, и наоборот. Философское различие между причиной и условием является всего лишь общим критерием, которым надо пользоваться в кон­кретных криминологических исследованиях. Поэтому было предложено следующее: комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствие — преступность, называть криминологическими (или криминогенными) детерминантами. Детерминировать значит определить. Это понятие шире, нежели причина или условие, так как включает то и другое. В то же вре­мя оно нейтрально. В этом слове не слышны отголоски бурных споров о том, что есть причина, а что — условие, которые меша­ют оппонентам воспринимать его однозначно. В науке нередко прибегают к такому разрешению спора: дискуссию как бы от­кладывают до лучших времен, когда накопленные знания помо­гут прийти к общему мнению или покажут, что проблема носит чисто умозрительный характер, а в каждом конкретном случае исследователь обязан осуществлять различие причин и условий на основе собранных данных и с помощью философских поня­тий причины и условия. Поэтому в обиходе отечественные кри­минологи пользуются словом причины, детерминанты, факторы, восприни­мая их как равнозначные, но не упуская из виду их понятийного различия. Другая дискуссия, итоги которой не подведены доныне, свя­зана с так называемыми специфическими причинами преступнос­ти. Ее сторонники полагают, что из комплекса детерминантов все-таки можно и нужно выделить те, которые определяют именно преступность. Устремления апологетов специфической причины преступнос­ти понятны: наука должна стремиться к максимальной конкре­тизации, ибо конкретность — необходимое условие эффективной реализации научных рекомендаций. Их желание тем более понят­но, что отечественные криминологи в преобладающем большин­стве считают объектом криминологического исследования пре­ступность. Они выделяют ее из ряда других аномальных явлений. Следовательно, надо выделить и причины. Противники доктрины специфических причин преступности утверждают, что преступность, наряду с иными формами соци­альной патологии, имеет общие социальные причины, таящиеся в сложной иерархии противоречий общественного развития: про­тиворечий между универсальностью человеческой деятельности и ее социальной формой (так, например, «вьетнамский синдром» отозвался алкоголизмом, наркоманией, преступностью, психичес­кими заболеваниями среди ветеранов вьетнамской войны в США. Те же черты у «афганского синдрома» в России. Но североамери­канские индейцы, воевавшие во Вьетнаме, не утратили душевного покоя, ибо по возвращению на родину прошли обряд очищения, после которого, согласно их поверью, погибшие не тревожат живых); между совокупностью реальных людей с их личностными особенностями, задатками, способностями и социальной структу­рой общества (так, например, в СССР, который называл себя го­сударством рабочих и крестьян, никто не хотел быть ни крестья­нином, ни рабочим. Неудача при поступлении в высшее учебное заведение рассматривалась многими абитуриентами в качестве краха жизнеобразующей цели, что служило причиной самых раз­личных актов социального отклонения в поведении вплоть до со­вершения преступлений); между социально сформированными потребностями и социально обусловленными возможностями их удовлетворения (нынешняя ситуация в России ориентирует граж­дан на обогащение. Колоссальные состояния наживаются в одно­часье. Очень немногие становятся нуворишами законным путем. Но очень многие избирают противоправные средства: мошенни­чество, вымогательство и проч. Неудачники пытаются «забыться» не только с помощью алкоголя). Словом, все эти общие причины могут порождать и преступность, и пьянство, и наркоманию, и самоубийства, и вандализм. Одно время советские криминологи называли все другие, кроме преступности, формы отклоняющегося поведения или предпреступным поведением, так как многие преступники начи­нали свою «карьеру» с различного рода правонарушений, пьян­ства, употребления наркотиков, или фоновыми явлениями, так как служили своеобразным фоном для преступности. Впослед­ствии их объединили в понятие «отклоняющегося поведения», что соответствует понятию «девиантное поведение», которое употребляется западными исследователями. Отклоняющееся по­ведение — это объективно существующее социальное явление, выражающееся в деятельности человека, которая не соответст­вует принятым в обществе нормам поведения и имеет единую детерминацию. Что касается допреступного (предпреступного, фонового) поведения, то оно образуется из такой формы (или форм в сочетании) социального отклонения, интенсивное разви­тие которой имеет тенденцию перерасти в преступление. Были проведены углубленные эмпирические и теоретические изыска­ния, где объектом исследования выступало отклоняющееся поведение в целом, т.е. включающее в себя все виды и формы отклонений от социальной нормы, включая и преступное поведе­ние. Сама возможность объединения различных форм отклоняю­щегося поведения в одном объекте исследования свидетельствует об их родстве. Объединение возможно не только потому, что все они осуждаются моралью и правом, но еще и потому, что имеют общее происхождение. Теория отклоняющегося поведения итог очевидного: нельзя успешно противостоять преступности, ос­тавив без внимания другие формы отклоняющегося поведения. Преступность не имеет ни авангарда, ни арьергарда. Она сама ор­ганичная часть девиантного поведения. Ее нельзя назвать даже самой опасной, так как преступника можно исправить, а само­убийцу уже никогда не вернуть к жизни. Поэтому с преступностью можно и нужно бороться, только имея в виду ее связь с другими формами отклоняющегося поведения. В связи с отклоняющимся поведением возникла проблема: счи­тать ли его объектом криминологического исследования? Была принята точка зрения, согласно которой непреступное асоциаль­ное поведение интересует криминологов постольку, поскольку оно связано с преступностью. Позиция сторонников специфических причин преступности не согласуется с некоторыми конкретными наблюдениями. Так, в местах лишения свободы складывается неформальный норматив­ный порядок — «тюремный закон», который понуждает заключенных к противодействию требованиям администрации, т.е. к правонарушениям и, в том числе, к преступлениям. Очевидно, что этот порядок, который противоречит не только уголовному зако­ну, но, будучи закрепленным в тюремных традициях, нравах, привычках, противоречит идеологии и социальной психологии обще­ства. Иными словами, тюремный закон и есть проявление той самой специфической причины преступности. Однако подавляю­щее большинство заключенных считают «свой» закон справедли­вым, а в официальных предписаниях склонны усматривать насилие над собой и своим общежитием. Они не усматривают в своих правилах поведения никакой специфики. Более того, беспри­страстное исследование показывает, что в закрытых учреждени­ях, к которым относятся не только места лишения свободы, пра­вила поведения могут быть только такими, какие они есть. Они не специфичны, а естественны для изолированных от общества людей. Следовательно, специфику, своеобразие приписывает им внешний наблюдатель, который оценивает правила поведения за­ключенных со своей позиции. Но ведь причина должна носить объективный, не зависящий от взглядов исследователя характер. В то же время далеко не все заключенные склонны действовать в соответствии с требованиями «своих» законов, хотя, казалось бы, им легко идти наперекор: ведь они уже переступили через официальный закон, им не впервой идти по своей, пусть и кривой дорожке. Однако преобладающее число заключенных предпочи­тает жертвовать групповым представлением о справедливости своих, «тюремных законов» и выбирает подчинение официально­му, хотя видит в нем насилие. Только малая толика остается вер­ной групповым идеалам. В основе выбора лежит свобода. Одни ради нее готовы пожертвовать групповыми идеалами. Другие вы­бирают идеалы, но становятся постоянными сидельцами. Выбор дается нелегко тем и другим. Но именно он как бы отсекает вли­яние на человека одних обстоятельств внешнего мира и притяги­вает воздействие других. У человека всегда есть выбор. Именно он заставляет причин­ность в социальной жизни быть статистической. Причинность вы­является и проявляется только на фоне массовых действий и вза­имодействий. Кроме того, она многоуровневая, т.е. действует на уровне общества, его отдельных слоев, групп, а также на уровне индивида. И вряд ли можно согласиться с тем, что социальная причина становится специфической причиной преступности толь­ко по мере приближения к индивиду, воплотившись в традициях, нравах, привычках, которые поддерживаются в непосредствен­ном, внутригрупповом общении. Нет, человек ориентируется в своем поведении не только на то, что находится вблизи, в его ок­ружении. Так, Генрих Шлиман известен человечеству тем, что до­казал существование Трои. Всю свою жизнь он мечтал о том мо­менте, когда докопается до легендарного города. А началось все с того, что, будучи мальчишкой, он услышал в грязном трактире, как спившийся актер читает «Илиаду» Гомера. Красота незнакомого языка потрясла его. Впоследствии он разбогател и все свои огромные капиталы потратил на поиски. Так бытовой эпизод пред­определил дело жизни. Альбер Камю, писатель, философ, лауреат Нобелевской премии, будучи больным раком легких, вновь заку­рил, когда услыхал об испытании водородной бомбы. Собственная жизнь показалась ему ничтожной на фоне страшной угрозы че­ловечеству. Так событие мирового значения повлияло на бытовое поведение. Герострат, как известно, поджег храм Артемиды, одно из семи чудес света, чтобы прославиться. Вряд ли это преступле­ние было результатом действия специфической причины, а именно — результатом действия привычек, нравов, которые имели место в непосредственном окружении Герострата. Поэтому нельзя относить к причинам индивидуального акта поведения только яв­ления и события социально-психологического характера.  Тем более трудно доказать, что только они являются причинами пре­ступности как социального явления. Признание неспецифичности причин у такого специфическо­го явления, как преступность, не содержит противоречия. Кри­минологам важно знать, что те или другие обстоятельства порождают ряд негативных следствий, включая и преступность. Устранение или нейтрализация этих обстоятельств с неизбежностью повлечет уничтожение преступности и,  одновременно,  снижение уровня других нежелательных последствий. Что же касается выделения преступлений в отдельный от других форм отклоняющегося поведения объект исследования и по­явления специальной науки, которая изучает этот объект, то это вызвано отношением общества к преступности. Общество того времени, когда появилась криминология, полагало преступность наиболее опасной формой отклонения в поведении. Оно еще не столк­нулось с алкоголизмом, наркоманией в таких масштабах, какие присущи современным цивилизованным странам. Добровольное лишение жизни осуждалось религией. Со временем общество пришло к мысли об опасности не толь­ко преступности, но и других форм отклоняющегося поведения. Потребность в устранении этих форм поведения из жизни обще­ства подтолкнула к появлению науки, которая изучает все фор­мы отклоняющегося поведения. Не исключено, что со временем эта наука поглотит криминологию, сделает ее одной из своих частей.

 

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024