3. Организации как субъекты трудового права.
Организации наделяются статусом субъектов трудового права главным образом в
связи с необходимостью осуществления трудовой и предпринимательской
деятельности, предоставления гражданам работы, а также с организацией, оплатой
и охраной труда работников. Для реализации этой деятельности они должны обладать
правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами,
поставленными при их создании и закрепленными в уставах и положениях о них. Организации
в РФ создаются на базе различных форм собственности и выступают, как правило, в качестве
работодательских субъектов трудового права. Под
организацией-работодателем понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный в установленном законом порядке для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В трудовом праве термином «работодатель» обозначают организацию, которая на рынке
труда выступает в качестве субъекта,
предлагающего работу и организующего труд работников. Как субъект
трудового права работодатель — это, как правило,
юридическое лицо, заключившее трудовой договор с работником. А
юридическое лицо — это организация, в которой работают фаждане на условиях
трудового договора. В соответствии со ст. 50 ГК
РФ юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие
организации. Первые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли,
вторые — иные цели. Коммерческие организации
могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, государственных
и муниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации
создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных
организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом. Эти организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых
они созданы. Действующее законодательство связывает формирование организации-работодателя
как субъекта трудового права с процедурой ее официального учреждения. Такое учреждение
возможно, во-первых, по решению собственника имущества или уполномоченного им органа; во-вторых,
по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия; в-третьих,
на основе выделения из состава действующей организации одного или нескольких структурных
подразделений (единиц) с сохранением за данными структурными подразделениями
(единицами) прав юридического лица; в-четвертых, в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным
законодательством РФ. При этом споры
по вопросам выделения и разделения организаций решаются в судебном или арбитражном порядке. Со дня
государственной регистрации в органах юстиции организация считается
учрежденной и приобретает права юридического лица. Отказ в государственной регистрации
может быть обжалован в судебном порядке. Следует полагать, что с момента
государственной регистрации она приобретает и трудовую правосубъектность в качестве
работодателя. Эта правосубъектность определяется двумя критериями: оперативным и имущественным. Оперативный критерий
характеризует особенности содержания деятельности организации как субъекта
трудового права. Он сводится к признанию за ней способности осуществлять подбор и расстановку кадров,
организовать труд работников, создавать им необходимые условия для качественной и
высокопроизводительной работы. Имущественный критерий
характеризует способность организации рассчитываться с работниками за
результаты их труда. Иначе говоря, для осуществления производственно-хозяйственной
деятельности организация должна иметь определенный имущественный потенциал (основные
и оборотные средства). Однако с точки зрения трудовой правосубъектности
юридическое значение имеет не весь имущественный комплекс организации, а главным образом фонд
оплаты труда. Из этого фонда она расчитывается с наемными работниками за их
труд, осуществляет премирование особо
отличившихся работников, производит иные платежи по обязательствам, вытекающим
из общественных отношений, регулируемых трудовым правом. Важнейшие вопросы
управления организации регламентируются законодательством и уставом, которые в
современных условиях предоставляют ей максимум самостоятельности и оперативности. Организация
самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. При
этом главным субъектом управления выступает собственник, который осуществляет
свои правомочия непосредственно или через уполномоченные органы. В свою
очередь, собственнику или уполномоченному органу предоставлено право передавать
(делегировать) свои правомочия высшему органу управления организацией (правлению,
совету),
предусмотренному ее уставом. Особенности управления организации отдельных
правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами РФ. Действующее законодательство
предоставило организации право осуществлять свою работодательскую деятельность во всех
сферах и
отраслях народного хозяйства. Что касается сферы трудовых отношений, то организация-работодатель вправе
самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а
также другие виды их доходов. Она может устанавливать дополнительные отпуска, сокращенный рабочий
день и иные льготы и преимущества, исходя из состояния своего экономического
положения. Вместе с тем организация (независимо от видов собственности и правовых форм) обязана
обеспечивать своим работникам гарантированный законом минимальный размер оплаты
труда, благоприятные условия труда и меры социальной защиты. Она должна обеспечить
работникам
безопасность труда и здоровую экологическую и производственную обстановку. На
нее возлагается ответственность за ущерб, причиненный здоровью и
трудоспособности работников, вызванный нарушением правил безопасности
производства, санитарно-гигиенических норм. Деятельность организации (работодателя) как субъекта трудового права может быть
прекращена в связи с ее
ликвидацией. Такая ликвидация производится, во-первых, по решению собственника организации или
органа, уполномоченного создавать такую организацию; во-вторых, по решению суда. Организация
ликвидируется в случаях: признания ее судом банкротом; принятия решения о
запрете ее деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в
предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или
не изменен вид деятельности; признания судом недействительными учредительных
документов и решения о создании организации; по другим основаниям,
предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в нее субъектов Федерации. Правовая процедура прекращения
деятельности организации при ликвидации
осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой учредителем юридического лица или органом,
принявшим решение о его ликвидации
по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. При банкротстве ликвидация осуществляется в соответствии с особым
законодательством РФ. Работникам,
увольняемым в связи с ликвидацией организации, гарантируется соблюдение их прав и
интересов, предусмотренных
трудовым законодательством. Организация — юридическое лицо считается ликвидированной с момента исключения ее из государственного реестра юридических лиц. С этого
момента утрачивается и трудовая
правосубъектность организации-работодателя.
Кооператив представляет собой
добровольное объединение граждан на основе членства, организованное для совместного ведения
хозяйственной и иной
деятельности. Эта деятельность осуществляется на базе
принадлежащего
кооперативу имущества и характеризуется самостоятельностью, самоуправлением и
самофинансированием, а также материальной
заинтересованностью членов кооператива и наиболее полным сочетанием их интересов с интересами
коллектива и общества. Как субъекты трудового права кооперативы функционируют в двух основных
разновидностях: производственные
кооперативы (артели) и потребительские
кооперативы. Первые осуществляют производство товаров, продукции, работ, а
также предоставление платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и
гражданам (ст. 107 ГК РФ).
Вторые удовлетворяют потребности своих членов
и других граждан в торговом и бытовом обслуживании, а также членов кооперативов в жилище, дачах,
садовых участках, гаражах и стоянках
для автомобилей, в социально-культурных и других услугах. Наряду с указанными функциями потребительские
кооперативы могут также развивать разнообразную производственную деятельность, т. е. быть кооперативами смешанного типа (ст.
116 ГК РФ). Следует полагать, что трудовая правосубъектность
производственного кооператива возникает с момента утверждения его устава, которое означает
начальное юридическое оформление создания кооператива. Устав принимается общим
собранием членов кооператива. Численность членов кооператива не может быть менее пяти человек (ст. 108 ГК РФ).
Поскольку производственный кооператив
является коммерческой организацией (юридическим лицом), он подлежит государственной регистрации в органах юстиции и с этого момента становится субъектом
трудового права. Каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и способный принимать участие
в осуществлении целей и задач кооператива, вправе стать его членом. Гражданин может
одновременно быть членом производственного и потребительского кооперативов. Он вправе также работать
по найму в другом предприятии или иной организации. Как субъекты трудового права кооперативы
обладают работодательской право- и дееспособностью. Они создаются и действуют в сельском хозяйстве
(объединения фермеров, колхозы), в промышленности, строительстве, на транспорте, в
торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других отраслях производства и
социально-культурной жизни, обеспечивая реализацию гражданами их права на труд. Осуществление
правового статуса кооператива как субъекта трудового права происходит
главным образом в трудовых и
организационно-управленческих отношениях, связанных
с применением наемного труда. При этом важно иметь в виду, что
управление кооперативом осуществляется на основе самоуправления, активного участия его членов в решении всех вопросов деятельности кооператива. Высшим органом
управления кооператива является общее собрание членов кооператива. Для руководства
текущими делами избирается председатель, а в крупных кооперативах —
также и правление. Граждане, работающие в кооперативе по трудовому договору,
принимают участие в общем собрании с правом
совещательного голоса. Важнейшим и существенным полномочием кооператива является его право
самостоятельно формировать трудовой коллектив и организовывать в нем
кооперирование труда, его охрану и оплату. При этом право распределять валовой доход на
производственно-социальные нужды, а также на оплату труда относится к исключительной компетенции
общего собрания членов кооператива. Для кооператива как субъекта трудового права
характерно, что его компетенция
в части подбора кадров за счет наемных работников является факультативной. Это
означает, что кооперативы в первую очередь
должны использовать для своих работ труд членов кооператива. И только тогда, когда это не представляется
возможным (отсутствие среди членов кооператива нужных специалистов,
нехватка рабочей силы в напряженные периоды сельскохозяйственной деятельности),
они могут пригласить на работу граждан со
стороны, заключив с ними трудовые
договоры (контракты). По общему правилу прекращение деятельности кооператива как субъекта трудового
права связывается с его ликвидацией. Такая ликвидация осуществляется, как правило, по решению общего собрания членов кооператива. Вместе с тем
производственный кооператив может быть по единогласному решению его
членов преобразован в хозяйственное товарищество или общество (ст. 112 ГК РФ). Наряду с кооперативными субъектами трудового права могут выступать
и иные общественные организации — партийные, молодежные, женские и т. п. Их работодательская правосубъектность проявляется
главным образом в связи с приемом на работу, организацией и применением труда штатного (платного) персонала. При этом характерно, что управомоченными
субъектами здесь выступают не
общественные организации как таковые, а их исполнительно-распорядительные органы (комитеты, советы).
Возникновение трудовой
правосубъектности у названных общественных органов связывается с утверждением
в установленном порядке штата Фонда заработной платы.
Для всех организаций как субъектов трудового права характерна специфическая направленность их правового
статуса и правовой деятельности. Эта направленность связана с:
а)
комплектованием полноценного трудового коллектива;
б)
осуществлением профессиональной подготовки кадров непосредственно на производстве и повышением
их квалификации;
в)
формированием фондов организации и прежде всего фонда оплаты труда;
г)
научной организацией и охраной труда;
д)
обеспечением необходимой дисциплины труда;
е)
организацией эффективной системы стимулирования труда.
4. Акционерные общества
работников (народные предприятия).
Особую разновидность субъектов трудового права представляют организации
народных предприятий. По своей сути эти организации воплощают в себе идеал соединения
в одном лице работников и работодателя, труда и капитала. Иначе говоря, народные предприятия — это пример практического
преобразования наемного труда в свободный
труд, основанный на идее самоуправления
трудящихся. В России Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных
обществ работников (народных предприятий)» введен в действие с 1 октября 1998 г., однако широкого применения не нашел, хотя за народными
предприятиями, следует полагать, большое будущее. К началу 2004 г. в России насчитывается
примерно 150 народных предприятий, в то время как в США — 11 тысяч. Народные предприятия
создаются по инициативе самих работников на базе ликвидированных или
преобразованных коммерческих организаций. Следует отметить, что в последние годы
наблюдается
и добровольная безвозмездная передача частными собственниками
предприятий работникам. Так, например, Ставропольский завод «Красный металлист»,
производящий станки для деревообрабатывающей промышленности (крупнейший в мире), включая 17 гектаров земли,
котельную, стадион, выставочный центр, в конце 2003 г. передан трудовому
коллективу ЗАО. В соответствии с законом о народных предприятиях среднесписочная численность такого предприятия должна
быть не менее 51 человека, максимальное число акционеров — работников
народного предприятия не должно превышать 5 тысяч. Число работников-неакционеров
не должно превышать 10 процентов численности
работников народного предприятия. Суть акционерного общества работников
(народного предприятия) состоит в том, что акционерами здесь выступают только работники,
акции между ними распределяются по результатам труда пропорционально
получаемой заработной плате. Это в принципе исключает эксплуатацию человека человеком и
наемный характер труда, ибо купить трудовые акции сторонним гражданам
практически нельзя. В соответствии с Законом об акционерных обществах работников высшим органом
такого предприятия является общее собрание акционеров. К его исключительной компетенции
относятся наиболее важные вопросы организации и деятельности предприятия: избрание
генерального директора народного предприятия, досрочное прекращение его
полномочий, а также установление ему размера заработной платы; избрание
председателя контрольной комиссии, досрочное прекращение его полномочий, а также
установление ему размера заработной платы; определение количественного соста наблюдательного
совета, избрание его членов и досрочное прекращение его полномочий; определение
максимальной доли акций народного предприятия в общем количестве акций, которой
может владеть
работник народного предприятия; установление размера вознаграждений и
компенсаций членам наблюдательного совета; принятие решения о ликвидации народного
предприятия, назначении ликвидационной комиисии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов
(ст. 10 Закона). Работник-акционер народного предприятия не может владеть количеством акций
предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. Если окажется превышение этой нормы,
работник-акционер обязан продать их
народному предприятию по номинальной стоимости в течение трех месяцев с
даты такого превышения. Народное предприятие
обязано выкупить акции у уволившегося
работника-акционера, а уволившийся обязан продать их по выкупной цене в течение трех месяцев с даты
увольнения.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont');
if (container) {
var parent = container.parentElement;
if (parent) {
const wrapper = document.createElement('div');
wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper');
parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling);
}
}
|