WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 3:14 AM
| RSS
Главная Продолжение 1
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

3. Технология переговорного процесса.

 

           Переговорный процесс — специфический вид совместной деятельности. Ее особенность заключается в том, что цели и интересы, а тем более позиции сторон не совпадают. Специфика состоит также в том, что на переговорах каждый оппонент тесно контактирует с другим, вынужден считаться с его действиями. Поэтому переговоры  как социально-психологический  процесс имеют психологические механизмы и технологию проведения. Психологические  механизмы  представляют  собой   целостную совокупность  психических  процессов,   которые  обеспечивают движение к некоему результату в соответствии с часто встре­чающейся последовательностью. Это устойчивая схема психи­ческих действий .  Можно сказать,  что техно­логия дает ответ на вопрос «Как?", а психологические меха­низмы — на вопрос «Почему?".

Выде­ляют следующие механизмы: согласование целей и интересов; стремление к взаимному доверию сторон; обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Переговоры становятся пе­реговорами или обсуждением благодаря действию этого меха­низма. По какой бы схеме ни организовывались переговоры, они могут достичь результата только через согласование целей и интересов. Степень достигнутого согласования может быть различной: от полного учета интересов до частичного. В этих случаях переговоры считаются успешными.  Если переговоры не завершились договоренностью, то это не значит, что согла­сования не было.  Просто в ходе согласования оппоненты не смогли договориться. Сущность механизма состоит в том, что стороны на основе поочередного выдвижения и обоснования своих целей и инте­ресов, обсуждения их совместимости вырабатывают согласо­ванную общую цель. Согласование целей и интересов более эффективно, если обеспечены:

- ориентация сторон на решение проблемы, «на дело»;

- хорошие или нейтральные межличностные отношения оп­понентов;

- уважительное отношение к оппоненту;

- открытые  позиции,  предъявление  четких  индивидуальных целей;

- способность к корректировке своих целей.

           Поиск точек соприкосновения и выработка общей цели положительно влияют на нормализацию взаимоотношений оппо­нентов, ведут к спокойному, рациональному, а следовательно, продуктивному разрешению конфликта. Попытки согласования целей и интересов в два раза чаще приводят к нормализации отношений сторон, чем при отсутствии таких попыток. Как социально-психологический феномен доверие представляет собой единст­во восприятия другого человека и отношения к нему. Выделя­ют потенциальное и реальное доверие. Если один человек го­ворит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по от­ношению к себе и поэтому он так к нему относится. Когда конфликт произошел или продолжается, сложно гово­рить о каком-либо доверии сторон. Противодействие, негатив­ные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласи­лись на переговоры, значит противоборство прекращено, пусть временно. Осознание сторонами необходимости решения про­блемы мирным путем, т. е. при помощи переговоров, запуска­ет механизм установления взаимного доверия. Конечно, стороны рискуют, будучи вынужденными доверять недавнему против­нику. Однако согласование интересов, шаги навстречу друг другу, ослабление негативных эмоций, исправление искажен­ного восприятия способствуют развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают доверие ключевым в переговорах. Чем устойчивее доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы. Еще одним психологическим механизмом переговоров яв­ляется обеспечение баланса власти и взаимного контроля сторон. Это заключается в том, что в ходе переговоров стороны стре­мятся сохранить изначальный или же складывающийся баланс сил и контроль за действиями другой стороны. Важное значе­ние имеет власть одной стороны по отношению к власти дру­гой стороны, а также то, как каждый участник оценивает воз­можности другого. Иногда власть рассматривается как ранг оппонента. Власть определяет возможности влияния на другого. Существенное влияние на баланс сил оказывают не только реальные возможности другой стороны, но и то, как эти воз­можности воспринимаются. В переговорах часто важна не власть, которой участник обладает реально, а то, как она оце­нивается другой стороной. Поэтому на исход переговоров мо­жет влиять не фактическое, а кажущееся положение вещей. В переговорах каждая из сторон старается максимально ис­пользовать свои возможности. Диапазон привлекаемых средств достаточно широк: от убеждения до угроз и шантажа. Однако благодаря сохранению баланса власти и идут переговоры. Если же одна из сторон резко усилит свою власть, то оппонент или берет тайм-аут, или прекращает переговоры. Возможно также возобновление конфликтных действий.

          Технология переговоров — это совокупность действий, предпринимаемых сторонами в ходе переговоров, и принципов их реализации. Она включает в себя способы подачи позиции, принципы и тактические приемы взаимодействия с оппонентом. Выделяют четыре способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров: открытие пози­ции, закрытие позиции, подчеркивание общности в позициях, подчеркивание различий в позициях. Если в выступлении характеризуется собственная позиция без сравнения ее с позицией партнера, то такое действие рас­сматривается как открытие      позиции. Когда участник переговоров критикует позицию оппонента без срав­нения со своей позицией, то мы имеем    закрытие позиции. Если участник проводит сравнение двух или более позиций, то в зависимости от того, что подчеркивается в выступлении, это может оцениваться либо как подчер­кивание общности, либо  как    подчерки­вание      различий.  Подчеркивание общности и открытие позиции являются аналогами «мягкого», кооператив­ного поведения, а подчеркивание различий и закрытие пози­ций — аналогами жесткого, конкурентного типа ведения пе­реговоров. Для конструктивного взаимодействия с оппонентом в ходе переговоров могут быть рекомендованы следующие принципы:

- не применять первым приемы, вызывающие конфронтацию;

- внимательно выслушивать оппонента, не перебивать;

- пассивность на переговорах говорит о плохой проработке позиции, ее слабости, нежелании вести переговоры;

- не убеждать партнера в ошибочности его позиции;

- при согласии партнера пойти на уступку не следует рассматривать это как проявление его слабости.

          Ряд тактических прие­мов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа.

·        Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах.

1.      «Уход» связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может служить просьба отложить рассмотрение вопроса, пере­нести его на другую встречу. «Уход» может быть прямым или
косвенным.   В   первом  случае   прямо   предлагается  отложить
данный   вопрос.   При   косвенном   «уходе»   на   вопрос  дается
крайне неопределенный ответ.

2.      «Затяжка» применяется в тех случаях, когда сторона по
каким-либо   соображениям    пытается   затянуть    переговоры.
Представляет серию различных видов «уходов».

3.      «Выжидание» выражается в стремлении участника снача­ла выслушать мнение оппонента, чтобы затем, в зависимости
от полученной информации, сформулировать свою позицию.

4.  «Выражение согласия» с уже  высказанными  мнениями
партнера нацелено на подчеркивание общности.

5.«Выражение несогласия» с высказываниями оппонента — противоположный прием.

6. «Салями» — очень медленное приоткрывание собствен­ной позиции. Смысл приема в том, чтобы затянуть перегово­ры, получить как можно больше информации от оппонента.

·        Приемы, относящиеся ко всем этапам, но имеющие свою специфику в применении на каждом из них.

1. «Пакетирование» состоит в том, что несколько вопросов предлагаются к рассмотрению в виде «пакета», т. е. обсуждению подлежат не отдельные вопросы, а их комплекс. Существует два вида «пакета». Один из них отражает концепцию торга, другой — совместный с оппонентом анализ проблемы. Использование «пакета» в рамках торга предполагает увязывание привлекатель­ных и непривлекательных для оппонента предложений в один пакет. Часто подобное «пакетное» предложение называется «продажей в нагрузку». «Пакет», применяемый в рамках совместного с оппонентом обсуждения проблемы, предполагает раз­мен уступок и увязку этого размена в «пакете».

2.     «Выдвижение требований в последнюю минуту». Применя­ется в самом конце переговоров, когда все вопросы решены и
остается подписать соглашение. В этой ситуации одним из уча­стников выдвигаются новые требования.  Если оппонент стре­мится сохранить достигнутое, то он может пойти на уступку.

3.     «Постепенное повышение сложности» обсуждаемых вопросов.
Данный прием применяется при совместном анализе проблемы.

4.     «Разделение проблемы на отдельные составляющие» заклю­чается в отказе от попыток сразу решать всю проблему цели­
ком и выделении в ней отдельных компонентов.

·        Тактические приемы, применяемые на определенных эта­пах переговоров.

Этап уточнения позиций:

1.  Завышение требований.  Суть  его  состоит в том,   чтобы
включить в свою позицию пункты, которые потом можно без­болезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и по­требовать взамен аналогичных шагов со стороны оппонента.

2. Расстановка ложных акцентов в собственной позиции. За­ключается в том, чтобы продемонстрировать, например, край­нюю заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя
на самом деле этот вопрос второстепенный. Это делается для
торга: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необ­ходимые решения по другому, более важному вопросу.

3. Отмалчивание применяется для закрытия позиции и состоит
в создании неопределенности на первом этапе переговоров.

4. Блеф — дача заведомо ложной информации.

Открытие позиций при их уточнении мажет осуществляться через такие тактические приемы, как:

5. Прямое открытие позиции в выступлениях или в ответах
на задаваемые вопросы.

      6. Открытие позиции через уточнение позиции партнера.
Этап обсуждения позиций. 

    1. Указание на слабые стороны позиции оппонента. Вариан­тами реализации приема могут быть:

- указание на недостаточность полномочий;

- указание на нервозность, возбужденное состояние;
- указание на отсутствие альтернативных вариантов;

- указание на внутреннюю противоречивость высказываний;
- отрицательные оценки действий без аргументации.

    2.Упреждающая аргументация. Задается  вопрос,  ответ на который обнажит несостоятельность позиции оппонента.

    3.Искажение позиции оппонента, т. е. формулирование по­зиции оппонента с выгодными для себя искажениями.

    4.Угрозы и давление на оппонента с целью добиться уступок от него. Могут быть реализованы в формах:

- предупреждения о последствиях, неприятных для оппонента;

- указания на возможность прерывания переговоров;

- указания на возможность блокирования с другими;

- демонст

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024