WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 3:39 AM
| RSS
Главная Продолжение 2
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

4. Континентальный шельф.

 

       Правовое понятие континентального шельфа не совпада­ет с его геоморфологической характеристикой. По своему стро­ению (рельефу) морское дно имеет такие части, как подвод­ная окраина материка и ложе океана. Подводная окраина мате­рика, в свою очередь, включает материковую отмель (шельф), материковый склон и материковое подножие. Таким образом, шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изме­нения рельефа морского дна, т. е. до склона. Глубины внешней границы шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдель­ных районах могут быть и значительно больше — до 1500— 2000 м.

       Правовое определение континентального шельфа и харак­теристика его правового режима содержатся в ч. 4 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В Конвенции о континенталь­ном шельфе 1958 г. внешняя граница континентального шель­фа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зави­симость от технических возможностей каждого государства. На 3-й конференции по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении внешней границы континентального шельфа. В Конвенции ООН по мор­скому праву 1982 г. континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления его внешней границы положен внешний предел подводной окраи­ны материка. Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О кон­тинентальном шельфе Российской Федерации" от 30 ноября 1995 г. Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шельф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориалъного моря на всем протяжении естественного про­должения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Это, по существу, первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. Другие за­висят от того, насколько удалена внешняя граница подводной окраины материка. Согласно второму варианту, государство вправе устано­вить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер­риториального моря, если внешняя граница подводной окраи­ны материка не простирается на такое расстояние. Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

       Если континентальный шельф примыкает к территориям двух государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству, определяется на осно­ве соглашения между ними.

       Так, были заключены соглашения:

- в 1965 и 1967 гг. между СССР и Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-вос­точной части Балтийского моря;

- в 1969 г. между СССР и Польшей — в Гданьском заливе;

- в 1968 г. между Югославией и Италией — в Адриатическом море;

- в 1970 г. между ФРГ, Дани­ей и Нидерландами — в Северном море.

       Данные о границах континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам континентального шель­фа, созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Постановлением Правительства РФ "О порядке утверж­дения перечней географических координат точек, определяю­щих линии внешних границ континентального шельфа Россий­ской Федерации" от 16 июня 1997 г. предусматривается необхо­димость проведения работ для обоснования географических координат точек, определяющих линии внешних границ конти­нентального шельфа РФ. Утвержденные Правительством пе­речни координат публикуются в Извещениях мореплавателям. На их основе издаются карты с указанием внешних границ кон­тинентального шельфа РФ. Копии перечней координат и копии карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по мор­скому праву на хранение Генеральному секретарю ООН. Проблема разграничения континентального шельфа неред­ко вызывает споры между государствами. Они должны решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в Международный Суд ООН, ко­торый принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.

       Правовой режим определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств. Прибрежное государство осуществ­ляет над континентальным шельфом суверенные права в це­лях разведки и разработки его природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет разведки и не разрабатыва­ет природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его определенно выражен­ного согласия. Природные ресурсы включают минеральные и иные не­живые ресурсы поверхности и недр морского дна, а также живые организмы "сидячих видов", т. е. те организмы, кото­рые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.

      Таким образом, для прав прибрежного государства в от­ношении континентального шельфа характерны два основных признака:

   1) целевой характер — разведка и разработка при­родных ресурсов;

   2) исключительность, т. е. бесспорная при­надлежность данному прибрежному государству.

      В целях разведки и разработки государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Права прибрежного государства не затрагивают ни стату­са покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не дол­жны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследовании, охраны живых ресурсов, осуществления воздуш­ных сообщений. Исследования на континентальном шельфе могут осуще­ствляться с согласия прибрежного государства. Однако при­брежное государство, как правило, не должно отказывать в своем согласии, если просьба исходит от обладающего надле­жащей квалификацией учреждения для проведения чисто на­учного исследования физических или биологических свойств континентального шельфа. Все государства имеют право про­кладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определя­ются по согласованию с прибрежным государством.

       Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, согласно ст. 82, при разработ­ке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участника­ми Конвенции на основе принципа справедливости. В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Феде­рация на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает суверенными правами и осуще­ствляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

       Согласно Федеральному закону "О континентальном шель­фе Российской Федерации" Российская Федерация осуществ­ляет:

   1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;

   2) исключительное право разрешать и регулировать буро­вые работы на континентальном шельфе для любых целей;

   3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование ис­кусственных островов, установок и сооружений;

   4) юрисдикцию в отношении морских научных исследова­ний, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксп­луатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Фе­дерации (ст. 5).

       Компетентные органы РФ в установленном законом по­рядке выдают разрешение на использование ресурсов конти­нентального шельфа юридическим и физическим лицам. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других госу­дарств, предусмотренных Конвенцией ООН по морскому пра­ву 1982 г. и другими нормами международного права.

 

5. Открытое море.

 

       В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. 7 Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус. Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном объеме (суверени­тет) — на внутренние и архипелажные воды и на территори­альное море; в установленном нормами международного права объеме — на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвящены самостоятельные разделы. Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств". Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

       Открытое море это водная часть морского простран­ства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

       В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

       Режим свободы открытого моря включает:

   а) свободу су­доходства;

   б) свободу полетов;

   в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

   г) свободу возведения искусственных островов и других установок;

   д) свободу рыболовства и про­мысла;

   е) свободу научных исследований.

       Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

       Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государ­ства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между го­сударством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судо­ходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистри­рованной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим реги­страции, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.). В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плава­ющего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или админи­стративными властями государства флага.

       Конвенция предусматривают ряд исключений из указан­ного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозре­вать, что:

   1) судно занимается пиратством;

   2) судно занимается работорговлей;

   3) судно занимается несанкционированным ра­дио- и телевещанием;

   4) судно не имеет национальности;

   5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.

       Кроме того, акт вмешательства возможен, если он осно­ван на правилах, установленных международными договорами. Например, Международной конвенцией по охране подводных телеграфных кабелей 1384 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подо­зреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять  протокол о допущенном судном нарушении. Возможно также преследование "по горячим следам" ино
СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024