4. Континентальный шельф.
Правовое понятие
континентального шельфа не совпадает с его геоморфологической характеристикой. По своему строению (рельефу) морское дно имеет такие
части, как подводная
окраина материка и ложе океана. Подводная окраина материка, в свою очередь, включает материковую
отмель (шельф), материковый
склон и материковое подножие. Таким образом, шельф — это окаймляющая материк отмель до резкого изменения рельефа морского дна, т. е. до
склона. Глубины внешней границы
шельфа обычно составляют 100—200 м, но в отдельных районах могут быть и значительно больше — до 1500— 2000
м.
Правовое определение
континентального шельфа и характеристика его правового режима содержатся в ч. 4
Конвенции ООН по морскому праву 1982
г. В Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. внешняя граница
континентального шельфа была не четко установлена. Ее пределы ставились в зависимость от технических возможностей
каждого государства. На 3-й
конференции по морскому праву государства попытались устранить неопределенность в установлении внешней границы континентального шельфа. В
Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г.
континентальный шельф определяется с учетом конфигурации морского дна. В основу установления
его внешней границы
положен внешний предел подводной окраины материка. Этот же принцип зафиксирован в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской
Федерации" от 30 ноября 1995 г. Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шельф прибрежного государства включает в
себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его
территориалъного моря на всем протяжении естественного продолжения
его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Это, по существу, первый и
основной вариант установления
внешнего предела континентального шельфа. Другие зависят от того, насколько удалена
внешняя граница подводной окраины
материка. Согласно второму
варианту, государство вправе установить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального
моря, если внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Третий вариант используется, когда
подводная окраина материка
простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых
отсчитывается ширина территориального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального
моря, либо не далее 100 морских миль
от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500
м).
Если континентальный шельф
примыкает к территориям двух
государств и более, граница континентального шельфа, принадлежащего каждому государству,
определяется на основе
соглашения между ними.
Так, были заключены соглашения:
- в 1965 и 1967 гг. между СССР и
Финляндией о разграничении континентального шельфа в Финском заливе и в северо-восточной части
Балтийского моря;
- в 1969 г. между СССР и Польшей — в Гданьском
заливе;
- в 1968 г. между Югославией и
Италией — в Адриатическом море;
- в 1970 г. между ФРГ, Данией и Нидерландами — в
Северном море.
Данные о границах
континентального шельфа государства направляют в Комиссию по границам
континентального шельфа,
созданную в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Постановлением
Правительства РФ "О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии
внешних границ континентального шельфа Российской Федерации" от 16 июня 1997 г. предусматривается
необходимость проведения работ для
обоснования географических координат точек, определяющих линии внешних границ
континентального шельфа РФ.
Утвержденные Правительством перечни
координат публикуются в Извещениях мореплавателям. На их основе издаются карты с указанием
внешних границ континентального
шельфа РФ. Копии перечней координат и копии карт направляются в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву на хранение Генеральному
секретарю ООН. Проблема
разграничения континентального шельфа нередко вызывает споры между государствами. Они должны
решаться путем переговоров или с применением иных мирных средств, в том числе путем обращения в
Международный Суд ООН, который
принимает к рассмотрению и решает такого рода споры.
Правовой
режим определяется
Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 г.
и соответствующими ей законодательными актами государств. Прибрежное
государство осуществляет
над континентальным шельфом суверенные права в целях разведки и разработки его
природных ресурсов (ст. 77). Права признаются исключительными в том смысле, что если прибрежное государство не ведет
разведки и не разрабатывает
природных ресурсов континентального шельфа, то никто другой не может этого делать без его
определенно выраженного согласия. Природные ресурсы включают минеральные
и иные неживые ресурсы
поверхности и недр морского дна, а также живые организмы "сидячих видов", т. е. те
организмы, которые в
надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к
морскому дну, либо могут передвигаться только по морскому дну или в его недрах.
Таким образом, для прав
прибрежного государства в отношении континентального шельфа характерны два основных признака:
1) целевой характер — разведка и разработка
природных
ресурсов;
2) исключительность, т. е. бесспорная принадлежность данному
прибрежному государству.
В целях разведки и
разработки государство вправе возводить на
континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией
прибрежного государства. Ни
сооружения, ни зоны безопасности
вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для
международного судоходства. Права
прибрежного государства не затрагивают ни статуса покрывающих вод как исключительной экономической зоны или открытого моря, ни статуса воздушного
пространства над ними. Разведка и разработка континентального шельфа не должны создавать помех для использования этих
территорий в целях судоходства, промысла, океанографических и иных исследовании, охраны живых ресурсов, осуществления
воздушных сообщений. Исследования на континентальном шельфе
могут осуществляться с согласия прибрежного государства. Однако прибрежное государство, как правило, не
должно отказывать в своем
согласии, если просьба исходит от обладающего надлежащей квалификацией учреждения для
проведения чисто научного
исследования физических или биологических свойств континентального шельфа. Все
государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки
трубопроводов определяются
по согласованию с прибрежным государством.
Конвенция ООН по морскому
праву 1982 г.
закрепляет более
широкий, чем прежде (в Конвенции 1958
г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в
отношении континентального
шельфа. Например, согласно ст. 82, при разработке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200
миль
государства обязаны производить отчисления или взносы натурой. Взносы и отчисления
вносятся ежегодно, начиная с
шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений
освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции
на участке; он
увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%.
Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между
государствами — участниками
Конвенции на основе принципа справедливости. В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация
на континентальном шельфе, как и в исключительной экономической зоне, обладает
суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного
права.
Согласно Федеральному
закону "О континентальном шельфе Российской Федерации" Российская Федерация осуществляет:
1) суверенные права в
целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов;
2) исключительное право
разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право
сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и
сооружений;
4) юрисдикцию в отношении
морских научных исследований,
защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и
трубопроводов Российской Федерации (ст. 5).
Компетентные органы РФ в
установленном законом порядке выдают разрешение на использование ресурсов
континентального шельфа юридическим и физическим лицам. Российская Федерация, осуществляя
суверенные права и юрисдикцию
на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, предусмотренных Конвенцией ООН
по морскому праву 1982 г.
и другими нормами международного права.
5.
Открытое море.
В Конвенции ООН по
морскому праву 1982 г.
отсутствует определение
открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. 7 Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную
экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды
какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Эту формулу можно использовать
при определении открытого
моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море — это не просто часть
моря, а его водная часть, поскольку
дно морей и океанов имеет
особый правовой статус. Перечисленные
в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую
распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные
воды и на территориальное море; в установленном нормами международного права объеме — на исключительную
экономическую зону. В Конвенции им посвящены самостоятельные разделы. Иногда исключительную экономическую зону считают частью
открытого моря, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу
функциональных прав прибрежных
государств". Такой
подход не согласуется с необходимостью четкого определения
правового режима различных морских пространств.
Открытое
море — это водная часть морского пространства,
находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая
для использования всеми государствами на основе норм международного права.
В соответствии с
Конвенцией ООН по морскому
праву 1982 г.
открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Государства, не имеющие выхода к морю,
должны иметь доступ к
морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о
транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.
Никакое государство не вправе
претендовать на подчинение
какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
Режим свободы открытого
моря включает:
а) свободу судоходства;
б) свободу полетов;
в) свободу прокладки подводных кабелей и
трубопроводов;
г) свободу возведения искусственных островов и других
установок;
д) свободу рыболовства и промысла;
е) свободу научных исследований.
Каждое государство обязано
осуществлять эти свободы с учетом
требований норм международного права и интересов других государств.
Свобода судоходства
означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом
плавали в открытом море.
Суда имеют национальность
того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности судам,
регистрации судов и предоставления
права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством,
что оформляется
соответствующими документами. Между государством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике
международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит
компании, зарегистрированной
в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что
некоторые государства
предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг,
эксплуатации судна (Либерия,
Панама, Мальта и др.). В
открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно
несет. Государство осуществляет
в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов,
принимает меры для обеспечения
безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного
навигационного инцидента
в открытом море с участием плавающего под его
флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование
против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага.
Конвенция предусматривают
ряд исключений из указанного
принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные
основания подозревать,
что:
1) судно занимается пиратством;
2) судно занимается работорговлей;
3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием;
4) судно не имеет национальности;
5) судно в действительности имеет ту же
национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг
или оно отказывается поднять флаг.
Кроме того, акт
вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами. Например, Международной конвенцией по
охране подводных
телеграфных кабелей 1384 г.
предоставлено право военным
кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного
кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.
Возможно также преследование
"по горячим следам" ино
Статистика |
|
|
|
|