WELCOME!
Воскресенье, 2024-05-19, 5:52 AM
| RSS
Главная Продолжение 3
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Menyala



Бонус

Вы можете получить WMR-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек 1 раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

5. Бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

 

       Бюджетный процесс представляет собой деятельность орга­нов местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов муниципальных образо­ваний. Деятельность муниципальной власти по контролю за ис­полнением местных бюджетов выступает частью бюджетного процесса. Бюджетное законодательство определило круг субъектов — участников бюджетного процесса, включив в него:

- представи­тельные и исполнительные органы местного самоуправления (думы и администрации);

- глав муниципальных образований;

- финансовые органы, исполняющие местный бюджет (финансо­во-бюджетные отделы и управления);

- органы, осуществляющие сбор доходов в бюджет муниципального образования (налого­вые инспекции);

- органы денежно-кредитного регулирования (расчетно-кассовые центры, банки);

- органы муниципального финансового контроля (контрольно-счетные палаты, ревизион­ные комиссии и др.);

- главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств (органы местного самоуправления);

- по­лучателей бюджетных средств (бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий финансовый год).

       Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в общем виде определены в ст. 153—163 Бюджетного кодекса РФ, более подробно — в положениях о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальных образованиях. К полномочиям местного представительного органа относят­ся:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, порядка утверждения местного бюджета, установле­ние порядка утверждения и утверждение отчета об исполнении бюджета за истекший финансовый год;

- определение порядка осуществления контроля за исполнением бюджета муниципаль­ного образования и осуществление такого контроля;

- образова­ние и определение порядка использования целевых бюджетных фондов;

- введение местных налогов и сборов;

- определение по­рядка направления в местный бюджет доходов от использова­ния муниципальной собственности, иных доходов;

- установле­ние порядка осуществления муниципальных займов, порядка предоставления муниципальных гарантий;

- принятие норматив­ных правовых актов по финансовым и бюджетным вопросам.

       В зависимости от устава муниципального образования местный представительный орган может формировать орган муници­пального финансового контроля.

      Полномочия глав муниципальных образований в сфере бюд­жетного процесса зависят от модели местной власти, принятой в конкретном муниципальном образовании. Если глава руково­дит местной администрацией, он:

- организует работу по состав­лению проекта бюджета;

- вносит на утверждение думы проект решения о бюджете муниципального образования, о внесении в него изменений и дополнений, отчета об исполнении годового бюджета, информации об исполнении бюджета за квартал, по­лугодие и т. д., распоряжается средствами резервного фонда;

- управляет муниципальным долгом;

- осуществляет муниципаль­ные внутренние заимствования и выдает муниципальные га­рантии;

- предоставляет бюджетные кредиты;

- управляет счетами бюджета;

- организует контроль за целевым использованием бюджетных средств.

       К полномочиям местных администраций относятся:

- подго­товка документов, необходимых для составления проекта мест­ного бюджета (например, нормативы отчислений от регулирующих доходов других бюджетов, объемы предполагаемой финан­совой помощи от государства и др.);

- составление проекта бюджета;

- его исполнение;

- составление проектов решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет;

- разра­ботка проектов нормативных актов о местных налогах и сборах, о льготном налогообложении, о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд;

- составление отчета об исполнении бюджета;

- разработка проекта муниципального заказа;

- осуществление эмиссии муниципальных облигаций и других ценных бумаг;

- осуществление финансового контроля за использованием бюд­жетных средств.

       Финансовые органы (финансово-бюджетные управления и отделы), исполняющие бюджет муниципального образования, осуществляют:

- методическое руководство по составлению и ис­полнению бюджета, составляют сводную бюджетную роспись;

- ведут реестр заимствований муниципальных унитарных пред­приятий у третьих лиц; осуществляют учет всех операций по доходам и расходам бюджета;

- открывают и ведут лицевые счета распорядителей бюджетных средств (при казначейском испол­нении бюджета);

- осуществляют финансовый контроль за опе­рациями с бюджетными средствами.

       Органы финансового контроля (ревизионные комиссии, счет­ные палаты) образуются в целях контроля за исполнением ме­стного бюджета, проводят экспертизы проекта бюджета. Созда­ваемые представительными органами местного самоуправления органы финансового контроля несомненно тяготеют к предста­вительной власти, являясь ее «глазами» в финансово-бюджет­ной сфере, в то время как контрольно-ревизионные и финан­сово-бюджетные управления располагаются ближе к исполни­тельным органам местного самоуправления.

       Существует четыре этапа бюджетного процесса: составле­ние, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета муни­ципального образования. По законодательству прошлых лет они имели привязку к определенным отрезкам календарного года (например, на составление проекта бюджета отводились июль—август текущего года, октябрь—декабрь рассматривались как месяцы, в течение которых бюджет должен быть рассмот­рен и утвержден). Бюджетный кодекс РФ отошел от такой периодизации, поскольку в муниципальной практике она редко выдерживалась.

       Составление проектов бюджетов — начальный этап бюджет­ного процесса, которому предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития муниципальных образова­ний, а также подготовка сводных финансовых балансов. Оба документа служат основой для работы по составлению проекта местного бюджета. Кроме этого необходимы иные сведения:

- о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;

- нормативах отчислений от собст­венных и регулирующих доходов бюджетов других уровней;

- предполагаемых объемах финансовой помощи из бюджетов иных уровней;

- видах и объемах расходов, передаваемых из бюд­жетов других уровней (ст. 172 Бюджетного кодекса РФ).

      В ос­нову проекта бюджета муниципального образования должен быть положен также план развития муниципального сектора экономики. Он включает в себя:

- перечень и сводный план фи­нансово-хозяйственной деятельности муниципальных предпри­ятий;

- программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;

- све­дения о штатной численности муниципальных служащих.

        Итак, составление бюджета муниципального образования основывается на:

- прогнозе экономического и социального раз­вития территории;

- прогнозе сводного финансового баланса по территории местного самоуправления; основных направлениях бюджетной и налоговой политики;

- плане развития муници­пального сектора экономики на очередной финансовый год.

       В расчет принимаются Бюджетные послания Президента РФ и главы субъекта Федерации.

       Составление проектов местных бюджетов — исключитель­ная прерогатива исполнительных органов местного самоуправ­ления (ст. 171 Бюджетного кодекса РФ). Непосредственное со­ставление проектов бюджетов находится в руках финансовых органов муниципального образования (финансово-бюджетных управлений и отделов). Решение о начале работы по составле­нию бюджетного проекта принимает глава муниципального об­разования (глава местной администрации). По его поручению финансово-бюджетное управление (отдел) разрабатывает методические указания по составлению проекта бюджета и доводит их до сведения всех подразделений местной администрации. Структурные подразделения администрации передают фи­нансовым органам сметы, проекты программ, расчетные показатели доходов и расходов местного бюджета по своей отрасли. На их основе администрация определяет контрольные цифры бюджета муниципального образования, которые направляются в исполнительный орган субъекта Федерации. На этом же этапе происходит согласование нормативов от­числений от регулирующих доходов, направляемых в местные бюджеты. Разногласия по этому поводу рассматриваются адми­нистрациями муниципальных образований с участием депута­тов представительного органа местного самоуправления.

       Глава муниципального образования направляет проект бюд­жета в местную думу. Бюджет муниципального образования как важнейший финансово-юридический документ содержит уни­фицированный состав показателей, свойственный всем уров­ням бюджетной системы. Он включает в себя помимо общего объема доходов и расходов бюджета:

- сведения о дефиците бюд­жета прогнозируемые доходы по группам, статьям классифика­ции доходов бюджета;

- нормативы отчислений от регулирующих доходных источников;

- расходы бюджета по бюджетной класси­фикации;

- общий объем капитальных и текущих расходов бюд­жета;

- расходы и доходы целевого муниципального фонда;

- объе­мы финансовой помощи из других уровней бюджетной систе­мы (дотации, субсидии, субвенции);

- перечень муниципальных целевых программ, финансируемых из местного бюджета.

        В проекте решения о бюджете должны быть определены:

- ис­точники финансирования бюджетного дефицита;

- верхний пре­дел муниципального долга по состоянию на 1 января года, сле­дующего за очередным финансовым годом;

- размер и структура муниципального долга, объем и структура расходов на его обслу­живание;

- предельный объем предоставляемых муниципальных гарантий, субсидий и субвенций;

- перечень муниципальных га­рантий;

- цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов (ст. 181 Бюджетного кодекса РФ).

       Благодаря подобной унификации бюджетных параметров обеспечивается единство бюджетной сферы Российской Федерации, частью которой яв­ляются местные бюджеты. Кроме того, это дополнительный пример включенности муниципального компонента в устройст­во государственного механизма.

       Рассмотрение проекта местного бюджета — вторая стадия бюджетного процесса, имеющая свои особенности. Бюджетное законодательство исходит из того, что порядок рассмотрения бюджета муниципального образования определяется правовы­ми актами местного самоуправления. Следовательно, с точки зрения принадлежности правового регулирования, первая ста­дия — составление проекта бюджета — имеет в максимальной степени федеральную привязку. Напротив, рассмотрение про­екта бюджета — прерогатива муниципального образования.

       Направленный главой муниципального образования проект бюджета передается председателем думы в профильные депу­татские комиссии. Аккумулирует всю работу по рассмотрению проекта депутатская комиссия по бюджету. Она же собирает предложения депутатов, систематизирует поправки, рассматри­вает их на своем заседании, готовит заключение на проект ре­шения о бюджете. Глава муниципального образования или его представитель выступает с докладом на заседании представительного органа. По результатам рассмотрения проекта принимается одно из следующих решений: «принять проект бюджета в первом чте­нии»; «отклонить проект бюджета» с направлением его на дора­ботку руководителю муниципального образования. Доработан­ный проект решения о бюджете вновь рассматривается посто­янными депутатскими комиссиями. Итоговое заключение по проекту решения готовит комиссия думы по бюджету. Проект бюджета, принятый в первом чтении, анализируется счетной палатой (иным органом, осуществляющим финансо­вый контроль). Им же готовится заключение на проект бюдже­та во втором чтении. Поправки профильных комиссий местно­го представительного органа, отдельных депутатов должны со­провождаться соответствующими заключениями профильных комиссий. На основании заключений счетной палаты (иного органа финансового контроля), депутатских комиссий бюджет­ная комиссия думы систематизирует поправки, рассматривает их на своем заседании, выносит итоговое заключение по про­екту бюджета во втором чтении.

       Утверждение бюджета муниципального образования происхо­дит в двух чтениях. Предметом первого чтения служат:

- утвер­ждаемые представительным органом местного самоуправления доходы бюджета в целом и по группам, статьям классификации доходов бюджетной системы Российской Федерации;

- общий объем расходов бюджета на очередной финансовый год;

- дефи­цит (профицит) бюджета.

       При рассмотрении проекта бюджета во втором чтении:

- утверждаются расходы бюджета по разделам, статьям и видам расходов;

- распределение бюджетных ассигно­ваний по главным распорядителям, распорядителям и получа­телям бюджетных средств;

- другие показатели, установленные бюджетным законодательством.

       Решение об утверждении бюд­жета принимается большинством голосов депутатов.

       Бюджетный кодекс РФ уста­навливает казначейское исполнение бюджетов. Муниципаль­ные образования в последние годы последовательно переходят на казначейское исполнение бюджетов, создавая в своих финансовых органах подразделения казначейского исполнения бюджета. Данный принцип предполагает отмену расчетных сче­тов распорядителей бюджетных средств (отделов и управлений местных администраций) и открытие лицевых счетов распоря­дителей и получателей бюджетных средств. Лицевые счета от­крываются в финансово-бюджетных управлениях (отделах) ме­стных администраций. Распорядители средств бюджета теперь не самостоятельны в их распоряжении. Они направляют свои заявки с обоснованием передачи денежных средств получате­лям бюджетных сумм в подразделения казначейского исполне­ния бюджета, которые дают разрешение на их использование. Более того, органы казначейского исполнения бюджета явля­ются кассирами всех получателей бюджетных средств и осуще­ствляют платежи от их имени и по их поручению (ст. 215 Бюд­жетного кодекса РФ). Таким образом, в руках подразделения казначейского исполнения бюджета сосредоточены организа­ционно-распорядительные, технические и контрольные функ­ции по расходованию средств бюджета муниципального обра­зования.

       Исполнение бюджета осуществляется администрациями на основе бюджетной росписи, которая составляется главным рас­порядителем бюджетных средств (главой муниципального обра­зования, управлениями и комитетами местной администрации) по получателям бюджетных средств. Бюджет исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на счете бюджета муниципального образования. Если в процессе исполнения местного бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из ис­точников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному (по сравнению с утвержденным бюджетом) финансированию расходов не более чем на 10%, глава муниципально­го образования (глава администрации) вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета. В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой такой режим вводится, а также размеры сокращения расходов бюджета (не более 10% от обще­го объема расходов). Бюджетное законодательство предусматривает возможность снижения уровня расходных обязательств более чем на 10%. В этом случае глава муниципального образования должен обра­титься в представительный орган с проектом решения о внесе­нии изменений и дополнений в решение о бюджете муници­пального образования. Такие решения в муниципальной практике довольно распространены. Вместе с тем существуют статьи расходов, кото­рые не подлежат сокращению ни под каким предлогом, — за­щищенные статьи бюджета. К ним отнесены:

- оплата труда;

- на­числения на оплату труда;

- выплаты на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);

- стипендии;

- при­обретение продуктов питания, медикаментов и перевязочных средств.

       По решению руководителя местного финансового органа, расходы бюджета могут быть заблокированы. Под блокировкой расходов понимается сокращение лимитов бюджетных обяза­тельств либо полный отказ от них. Расходы блокируются при невыполнении условий предоставления бюджетных ассигнова­ний либо при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. Решение об отмене блокировки расходов принимается руководителем финансового органа. В ходе исполнения бюджета муниципальное образование может по факту получить доходы, превышающие запланиро­ванные. В такой ситуации они направляются финансовыми ор­ганами на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства муниципального образования. Полученные сверхпланируемых, доходы могут быть пе­реданы и на другие цели. Но тогда финансовый орган ходатай­ствует перед думой о внесении изменений в бюджет муници­пального образования. Аналогичная процедура запускается и в случае, если полученные доходы превышают утвержденные бо­лее чем на 10%.

       Отчет об исполнении бюджета готовит местная администра­ция. Утверждение отчета об исполнении бюджета — прерогатива представительного органа муниципального образования. Го­довой отчет об исполнении бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников му­ниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание подлежат официальному опубликованию (ч. 6 ст. 52 Закона 2003 г.). Годовой отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утвер­ждении бюджета муниципального образования на отчетный год. Он представляется в форме проекта решения местного представительного органа. Информация об исполнении бюдже­та за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года пред­ставляется в думу главой муниципального образования (главой администрации) для сведения.

       Муниципальные органы осуществляют финансовый кон­троль. В ведении представительного органа находится предва­рительный, текущий и последующий финансовый контроль. Контроль думы предусматривает:

СМС Бесплатно!


Реклама

Все для Вебмастера
Супер Online игры
SanCity.ru - Город Вашей мечты. Online игра нового поколения.

Помощь сайту

На Вашем сайте еще нет копилки? Тогда кликайте сюда.
Статистика
free counters
раскрутка сайта, поисковая оптимизация Check PageRank Яндекс цитирования
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024